Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Иван Рак - Энциклопедия - Мифы древнего Египта
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-
 
изгнанием, возглавили фиванские правители - (братья?) Секененра, Камее и Яхмес 
(Амасис) 1, царствовавшие последовательно примерно с 1580 по 1557 г. до н. э.

В Новом царстве быстро происходит слияние культов Амона и Ра, возникает 
божество Амон-Ра; в то же время продолжают существовать культы Ра и Амона как 
"самостоятельных" ипостасей. Амон(-Ра) объявляется творцом мира, он - отец 
отцов и всех богов, поднявший небо и утвердивший землю <...> образ единственный,
 создавший всё сущее. В Древнейших космогонических мифах он отныне выступает 
как главный персонаж, при этом разные космогонии часто сливаются воедино: вышли 
люди из (слёз) его глаз, стали боги из его уст (т. е, были сотворены его 
Словом), - говорится в гимне. Он - самый могущественный бог, царь над всеми 
богами, владыка мира, отец и покровитель фараонов.

Изображался Амон в виде человека в короне "атеф" - короне из двух высоких 
перьев, и в виде барана; священные животные Амона - баран и белый гусь. Амон-Ра 
изображался в виде человека в короне "атеф" и с солнечным диском; священные 
животные - баран, белый гусь, змея. "Вместилищем души" Амона-Ра считались 
бараноголовые сфинксы (аллея бараноголовых сфинксов вела в Большой Храм 
Амона-Ра - главный храм Карнакского храмового комплекса), облик которых 
заключает в себе символику: баран - символ плодородия и священное животное 
Амона, львиное тело - тело египетских сфинксов, которые, помимо прочего, 
связывались с Ра и солнечным культом. Супругой Амона(-Ра) считалась богиня Мут, 
их сыном - Хонсу, лунное божество и бог времени. Амон(-Ра), Мут и Хонсу 
составляли Фиванскую Триаду. Культ Амона широко распространился за пределами 
Египта.

Текст Птолемеевского периода сообщает поздний компилятивный космогонический миф.
 

Согласно ему, "в начале мира существовал змей по имени Кем-атеф (ипостась 
Амона), который, умирая, завещал своему сыну Ирта создать Великую Восьмёрку. 
Возникнув, Восьмерка отправилась в путь к низовьям Нила, в Гермополь, чтобы там 
породить бога Солнца, а затем в Мемфис и Гелиополь, где она породила Птаха и 
Атума. Завершив эту великую миссию, восемь богов вернулись в Фивы и там умерли. 
Богов похоронили в МединетАбу (совр., егип. Джеме), в храме их создателя 
Кематефа, и учредили там культ умерших.

Таким образом решили жрецы Амона вопросы творения, подчинив все существовавшие 
ранее концепции возникновения мира и богов Амону, который в гелиопольской 
космогонии отсутствовал вообще, а в гермопольской играл лишь третьестепенную 
роль". 



Древнейшие верования
Сведения о космогонических мифах Додинастического и Раннединастического 
периодов восстанавливаются по содержащимся в более поздних источниках 
обрывочным и хаотическим фрагментам, которые сохранили следы древнейших 
представлений, и по иконографии богов на поздних изображениях.

Один из самых древних богов, почитавшихся в долине Нила, - Хор (Гор): сокол, 
летящий сквозь мировое пространство; левый глаз Хора - Луна, правый - Солнце; 
очевидно, с полётом сокола связывались смены времён года и времени суток. 
Вместе с Хором почитался аналогичный ему бог неба и света Вер (Ур). Образ 
солнцеокоп птицы очень сильно повлиял на мифы, религиозные представления и 
верования, которые складывались позже: боги с именем Хор или производными от 
него (Хор - сын Исиды, Хор Бехдетский, Харсомт и др.) часто изображались в виде 
сокола, бог Pa - в виде сокологолового человека, во многих текстах Солнце и 
Луна называются глазами Ра или Амона(-Ра):

И стал свет после того, как ты (Амон-Ра) возник. 
Озарил ты Египет лучами своими, 
Когда диск твой засиял. 
Прозрели люди, когда сверкнул твой правый глаз впервые, 
Левый же твой глаз прогнал тьму ночную.

"Во многих сказаниях в роли божества, рождающего Солнце и творящего мир, 
выступает животное или птица. Так, сохранились следы предания, по которому 
считалось, что Солнце было рождено в виде золотого телёнка небом, которое 
представлялось огромной коровой с рассыпанными по всему её телу звёздами. Ещё 
"Тексты Пирамид" говорят о "Pa, золотом телёнке, рожденном небом", а позднейшие 
изображения показывают эту Небесную Корову с плывущими по её телу светилами.

Отклики этого сказания, бывшего, повидимому, некогда одним из основных 
египетских мифов о происхождении мира, мы находим и в других текстах и на ряде 
изобразительных памятников, причём иногда миф о Небесной Корове сохраняется в 
переработанном виде, а иногда он даже сплетается с Другими сказаниями. Так, 
Небесная Корова встречается в сценах рождения солнечного младенца из лотоса: на 
многих ритуальных сосудах видны две Небесные Коровы, стоящие по сторонам лотоса,
 на котором сидит новорожденное Солнце. Упоминание о Небесной Корове 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-