Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах. - Психологическая энциклопедия
<<-[Весь Текст]
Страница: из 1434
 <<-
 
образов обеспечивается материалом сознательного опыта. Таким образом, А. как 
таковой — это пустая форма, которая должна выводиться или извлекаться 
посредством абстракции из класса известных по опыту образов или символов.
    Юнг утверждает, что употребляемый им термин А. является более эмпирическим 
и менее метафизическим по сравнению с аналогичным термином, использовавшимся 
идеалистическими философами. Он пришел к этому понятию через исследование 
больных психозами и расширил свое понимание сущности А. в результате более 
полного знакомства с системами символов.
    Юнг начал разработку понятия А. в ранние годы своей работы в 
психиатрической больнице Бургхёльцли, где он заметил, что некоторые из его 
малообразованных психотических пациентов имели опыт переживания универсальных 
религиозных и мифологических символов. Во многих случаях было ясно, что пациент 
не мог получить сведения об этом символе в ходе своего обучения; таким образом, 
его появление в мыслях или фантазиях больного должно было представлять 
спонтанный прорыв бессознательного материала, не выводимого из личного 
жизненного опыта. Впоследствии Юнг исследовал архетипический мир посредством 
тщательного анализа своих собственных сновидений и фантазий.
    К архетипам, которым Юнг уделил наибольшее внимание в своих работах, 
относятся тень, анима и анимус, мудрый старец, великая мать, младенец и самость.

    Упомянутые А., как правило, воспринимаются в персонифицированной форме. Они 
могут появляться как персонажи сновидений и служат источником таких культурных 
символов, как боги и богини. Они также широко входят в межличностный опыт, 
часто проецируясь на других людей. Каждый А. может выражаться в большом 
разнообразии персонификаций. Конкретный образ анимы может быть положительным 
или отрицательным и подчеркивать любые качества из допустимого их множества: 
сексуальность, красоту, мудрость, духовность, моральную добродетель, 
разрушительность и т. д. Другие А., которые Юнг называет архетипами 
трансформации, не появляются в персональной форме. Они проявляются во многих 
ситуациях, местах, орудиях, событиях наших сновидений, определяя 
соответствующие мотивы фольклора. Юнг полагал, что ему удалось идентифицировать 
наиболее важные А., но нельзя исключить, что общее их число бесконечно, и 
составить их полный список невозможно.
    См. также Аналитическая психология
    Р. В. Коан
    
   Ассоцианизм (associationism)
    
    Ассоц. идей — это интуитивное представление о том, что идеи группируются 
вместе (ассоциируются) нек-рым поддающимся толкованию способом. Напр., услышав 
слово «лошадь», мы, вероятно, подумаем о «животном», «наезднике» или «скачках», 
но не о «тумбочке», «батарее» или «кровати». Первый набор идей хорошо 
ассоциируется с лошадьми, второй — нет. А. признает существование ассоц. идей и 
делает ее составной частью систематического описания разума и поведения.
    Авторство словосочетания «ассоц. идей» принадлежит Дж. Локку. Впервые оно 
было представлено в четвертом издании его книги «Опыт о человеческом разуме» 
(An Essay concerning Human Understanding). В силу того что ассоц. вторгаются в 
рациональный и направленный ход мыслей, Локк рассматривал их как своего рода 
«помешательство». Хотя взгляды Локка не получили полного одобрения, ряд 
философов XVIII в. превратил его концепцию «ассоц. идей» в А. — учение о разуме 
и поведении, отводящее центральное место в мышлении ассоц. и стремящееся свести 
все психол. законы к закону ассоц.
    Ведущая роль в создании А. принадлежит философам Дэвиду Юму и Дэвиду Гартли.
 Юм заносчиво свел ум человека к ассоц. идей, утверждая, что ум содержит либо 
перцепты (ощущения и восприятия), либо их копии и идеи и что идеи связываются 
друг с другом в соответствии с двумя законами ассоц. — сходства и смежности.
    Указанное Юмом и Гартли направление разраб. принципа ассоциативного 
научения было продолжено в XIX в. английскими ассоцианистами: Джеймсом Миллем, 
его сыном, Джоном Стюартом Миллем, и другом его сына, Александром Бэном. Джеймс 
Милль предложил механистическую теорию ассоц., согласно к-рой идеи скрепляются 
друг с другом, как детали конструктора, под действием сил сознания. Осознавая 
неуклюжесть такого механизма, Дж. С. Милль разраб. собственную концепцию — 
концепцию ментальной химии. Согласно ей, неск. идей, соединяясь в единое целое, 
приобретают новые свойства, так же как водород и кислород, соединяясь, образуют 
воду. А. Бэн подвел под теорет. конструкцию Гартли более прочное основание, 
соединив философию А. с новейшей для того времени физиол. и создав настоящую 
ассоциативную психологию.
    После возникновения ассоциативной психологии оставался лишь один шаг до 
проведения психол. экспериментов по образованию ассоц., или научению и памяти. 
Томас Браун уже предложил эмпирически проверяемую форму А. в сформулированных 
им вторичных законах ассоц., уточнявших действие первичных законов (сходства и 
смежности). Напр., Т. Браун приводил доводы в пользу того, что чем чаще две 
идеи совместно появляются в сознании, тем сильнее будет ассоциативная связь 
между ними, — и такой закон частоты уже доступен для эмпирической проверки.
    В XX в. под влиянием бихевиоризма понятие ассоц. идей было преобразовано в 
понятие ассоц. стимулов и реакций. Законы ассоц. превратились в законы 
научения; закон частоты — в закон постепенного роста кривой научения; закон 
сходства — в градиент генерализации; смежность идей — в смежность условных и 
безусловных раздражителей. В последнее время концепции философов XVIII в. 
обрели вторую жизнь вместе с развитием когн. психол., к-рая рассматривает 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 1434
 <<-