|
память как ассоциативную сеть идей (см., напр., работу Андерсона и Бауэра
«Ассоциативная память человека» (J. R. Anderson & G. H. Bower. Human
associative memory)), встроенную в сложную систему обработки информ., —
концепция, напоминающая старое представление об умственных способностях.
Время от времени теория ассоц. подвергалась сомнению; приверженцы
гештальт-психологии отказались от нее целиком и полностью. Тем не менее ассоц.
идей остается самой живучей из психол. концепций, сохраняя в себе всю ист. цепь
идей от Платона до когнитивной науки.
См. также Обработка информации, Память, Законы научения Торндайка
Т. Г. Лихи
Астрология (astrology)
А. занимается предсказанием будущего людей и событий на Земле, исходя из
наблюдений взаимного расположения и движения Солнца, Луны и планет. Истоки
такого рода практики уходят корнями в древнейшие периоды челов. истории.
Древние наблюдения положений и движений этих небесных тел сформировали основу
для развития сегодняшней научной астрономии. Хотя отделение объективного
наблюдения от иск-ва прорицания произошло до н. э., астрологи оставались
влиятельными фигурами при дворах Европы вплоть до XIV—XV вв.
Все виды астрологических предсказаний опираются на предполагаемую связь
между расположением Солнца, Луны и планет в специфический промежуток времени
(напр., рождения человека). Так составляется индивидуальный гороскоп.
Несмотря на полное отвержение со стороны практически всех имеющих научную
подготовку людей, А. все же вызывает интерес и доверие у значительной части
населения. Большинство крупных газет публикует ежедневный гороскоп, и каждый
год издается множество книг, якобы обучающих читателя гармонизации его личного
ритма с соотв. небесными циклами.
См. также Свобода воли, Средневековое мышление, Псевдопсихология
Э. Л. Келли
Аттитюды (attitudes)
На протяжении все истории соц. психологии понятие А. играло центральную
роль в объяснении соц. поведения. А. обычно определяется как склонность
реагировать благоприятным или неблагоприятным образом на некий объект, лицо,
институт или событие. Люди могут придерживаться А., варьирующих по степени
благоприятности в отношении самих себя и в отношении любого специфического
аспекта их окружения. Разделяемые широким кругом людей, позитивные А. в
отношении сравнительно абстрактных объектов (свобода, честность, безопасность)
называются ценностями.
А. считается гипотетическим конструктом; будучи ненаблюдаемым, он выводится
на основе измеряемых реакций, к-рые отражают позитивные или негативные оценки
объекта А. В классиф., истоки к-рой восходят к Платону, выделяются 3 категории
реакций: А. могут выводиться на основе когнитивных реакций или убеждений
(отражающих индивидуальное восприятие объекта А. и знание о нем), аффективных
реакций (оценок объекта и испытываемых к нему чувств) и конативных реакций
(поведенческих намерений, тенденций и действий в отношении объекта).
Большинство соц. психологов определяют А. в терминах аффекта или оценки,
хотя некоторые рассматривают их как включающие в себя все 3 перечисленных
класса реакций.
Формирование аттитюда. Первые попытки объяснения А. уделяли внимание
потребностям или функциям, к-рые могут выполнять А. Так, предполагалось, что А.
обладают инструментальными или утилитарными функциями (помогая людям получать
вознаграждения и избегать наказаний); функциями знания (организуя и
упорядочивая челов. жизненный опыт); экспрессивными функциями (способствуя
высвобождению эмоций); и эго-защитными функциями (охраняя и укрепляя Я).
Несмотря на популярность функционального подхода к А., он имел ограниченную
практ. ценность. Эти ограничения можно отнести на счет известного логического
круга в рассуждениях: сначала мы выводим связанные с А. потребности из
выявляемых нами А. у людей, а затем используем эти выведенные нами потребности
для объяснения самих наблюдаемых А.
При определении А. как имплицитных, оценочных реакций на стимул, а тж для
описания и объяснения формирования А. соц. психологи бихевиористской ориентации
использовали принципы классического обусловливания. По их мнению, к
возникновению благоприятной или неблагоприятной аффективной реакции (А.) на
объект приводит повторяющееся и систематическое сочетание объекта А. (УР) с
обладающим позитивной или негативной значимостью событием (БР).
Общая тенденция опираться в объяснениях соц. поведения на когнитивные
процессы и процессы обработки информ. привела к соотв. уменьшению значения,
придаваемого потребностям и автоматическим процессам обусловливания. Вместо
этого в настоящее время подчеркивается роль информ. как основы для формирования
А. Согласно этой т. зр., основными детерминантами А. являются убеждения,
репрезентирующие субъективное знание людей о самих себе и об окружающем мире.
Каждое убеждение связывает объект А. с позитивно или негативно оцениваемым
атрибутом: напр. курение (объект) вызывает рак легких (атрибут). В широком
смысле чем большее число убеждений ассоциируется с позитивными атрибутами
объекта и чем меньшее их число ассоциируется с его негативными атрибутами, тем
более благоприятным к этому объекту будет получившийся в результате А. Более
точные формулировки достигаются при помощи моделей ожидаемой ценности или
|
|