|
объяснениями верований и обычаев, полученных от самих представителей
изучавшихся народностей. Во все времена и во всех культурах А. м., по всей
видимости, возникало в тех случаях, когда реалистичное знание и технические
приемы оказывались недостаточными для решения проблем. А. м. тж характерно для
нек-рых аспектов религии. В новейшее время преимущества научного знания и его
распространение на новые сферы жизни чел. оставляли все меньше возможностей для
А. м. Именно этот факт лежит в основе возникновения трений между наукой и
религией.
Особое значение для исслед. процессов, лежащих в основе А. м., а тж его
распространенности имели три направления психол. исслед.: а) анализ мышления
детей, проведенный Пиаже; б) психоаналитическая интерпретация нек-рых искажений
мышления в виде проекций; в) анализ суждений в ситуации неопределенности,
проводимый в соц. психол. и когнитивной науке.
Проникновение научных методов познания в психологию дало нек-рым психологам
повод требовать полного запрета использования А. м. при анализе поведения
животных и, более того, поведения людей. В оживленных дискуссиях жесткий
объективизм бихевиористского движения постепенно сошел на нет. В настоящее
время психол. наука допускает определенную долю антропоморфизма при научной
интерпретации поведения как людей, так и животных.
См. также Анимизм, Антропология, Оккультизм, Теория Пиаже
И. Л. Чайлд
Антропософия (anthroposophy)
Антропософская система мышления была разраб. в начале XX в. австрийцем
Рудольфом Штайнером. Термин «антропософия» переводится с греческого как
«мудрость чел.», хотя Штайнер как-то сказал, что его следовало бы понимать как
«осознание чел. своей челов. природы». А. учит, что обычное знание и мышление
чел., бесспорно, полезны, но их нужно трансформировать т. о., чтобы приобрести
способность проникновения и тем самым получить доступ к знанию высших миров —
сверхсознательной области, лежащей за пределами сферы наших обычных чувств. Эта
сверхсознательная область есть область воображения, интуиции, вдохновенного
мышления и даже ясновидческого опыта, т. е. форм познания, к-рые Штайнер
приписывал духовному началу в чел. или духовным мирам.
В процессе формирования методологии А. появилось огромное количество работ
(к-рые, однако, иногда бывает очень трудно понять). Среди них самому Р.
Штайнеру принадлежат 60 книг и почти 6000 опубликованных лекций. Этот труд
носит назв. духовной науки. Антропософские учения и исслед. нашли применение в
многочисленных начинаниях приверженцев во всем мире, среди к-рых нельзя не
упомянуть вальдорфские школы (или школы Рудольфа Штайнера), кэмпхиллские школы
и общины для эмоционально искалеченных и умственно отсталых детей и взрослых,
биодинамический метод органического земледелия и занятия архитектурой.
А. стала подлинным мировоззрением, пытающимся объяснить на более глубоком
уровне функционирование различных аспектов мира и челов. бытия. Традиционно
мыслящему чел. трудно согласиться с подобными принципами, особенно если речь
заходит о карме и возрождении, духовной жизни или Атлантиде. Как бы то ни было,
рез-ты практ. применения феноменологического или эмпирического подхода к исслед.
явлений духовного мира оспорить труднее. Их рез-ты заставляют внимательнее
отнестись к попытке Штайнера найти перспективные решения проблем личной и
общественной жизни через развитие людьми внечувственного или духовного познания.
См. также Движение Кэмпхилл, Вальдорфская педагогика
Т. Г. Поплавски
Арбитраж (третейский суд) (arbitration)
А. — это процедура, при помощи к-рой третья сторона разрешает спор между
двумя или более сторонами, принимая решение, являющееся обязательным для каждой
из сторон. Он практикуется в отношении разнообразных видов гражд., финансовых и
трудовых споров. Наиболее широко А. используется в области трудовых отношений
для разрешения конфликтов между работниками или между профсоюзами и
работодателями.
А. может быть либо добровольным, либо принудительным. Добровольный А. — это
процесс, при к-ром обе стороны заключают неофициальное соглашение о том, что
они будут решать любые будущие неразрешенные споры при помощи А.
Структура А. может быть совершенно различной. Арбитром может быть отдельное
лицо или комиссия из неск. членов. Если используется комиссия, ее состав может
быть либо полностью нейтральным, либо трехсторонним — т. е. включающим одного
или более представителей от каждой стороны, участвующей в споре, и одного или
неск. нейтральных членов. Процесс принятия решения тж может варьироваться. При
обычном арбитражном процессе принятия решения арбитр может принимать любое
приемлемое на его взгляд решение. В более новой форме А., наз. А. последнего
предложения (final offer arbitration), каждая сторона представляет свое
последнее предложение арбитру, после чего арбитр должен выбрать одно из них и
уже не может предлагать собственного компромиссного решения. А. последнего
предложения является новшеством, к-рое было впервые предложено К. М. Стивенсом.
Стивенс пытался т. о. разрушить представление о том, что обычный А. в
значительной мере снижает мотивацию спорящих сторон в поиске компромиссов,
необходимых им для самостоятельного разрешения споров. Гипотеза состоит в том,
что поскольку стороны считают, будто арбитр будет выбирать компромиссную
|
|