|
народа своего». Многое в мыслях и практике Адлера относится к нормам чел.
общежития. Адлер был предшественником совр. экзистенциализма, т. к. придавал
особое значение таким понятиям, как выбор, личная ответственность и смысл жизни.
9. А. п. можно охарактеризовать как идиографическую психологию.
Номотетические описания могут использоваться в целях обучения, однако всякий
раз, когда Адлер позволял себе такие формулировки, он предостерегал своих
учеников: «Впрочем, все может быть совсем иначе».
10. Психология Адлера — скорее психология пользования, чем психология
владения. Она функциональна, динамична. Адлерианцы, кроме как в эвристических
целях, не прибегают к категоризации. Диагностическая номенклатура не слишком
созвучна адлерианской практике.
Теория личности
Дитя чел. — самое беспомощное по сравнению с детенышами всех остальных
животных. Чтобы выжить, младенец должен научиться оценивать окружающую среду и
делать о ней правильные заключения. Семья является первичной соц. средой
ребенка, и он пытается найти свое место в ней. Каждый ребенок хочет быть
связанным с др. людьми, быть значимым для них, считать их своими и считаться
своим сначала в семье, а затем и в более широкой соц. среде. Восприятие детьми
своего положения в семье помогает им оценивать себя и др. Эти оценки включаются
в когнитивную карту, или стиль жизни, влияющий на жизненный путь чел.
В учеб. целях, входящие в стиль жизни взгляды и убеждения человека можно
классифицировать различным образом. Одна из схем подразделяет их на следующие
категории: представления о себе (Я-концепция), идеальное Я (Я-идеал), Weltbild
(образ мира) и личная этическая позиция. Несоответствие этих элементов друг
другу может вызвать чувство неполноценности. Напр., чел., придерживающийся
убеждения «чтобы занять подобающее положение, мне следует быть первым»
(Я-идеал) и одновременно говорящий себе «увы, я — второй» (Я-концепция), будет
чувствовать себя неполноценным. Эти взгляды и убеждения, первичное чувство
неполноценности, являющееся следствием младенческой беспомощности, и вторичное
чувство неполноценности, порожденное несоответствием различных взглядов и
убеждений, формируют стиль жизни конкретного человека. Хотя большинство таких
взглядов и убеждений являются бессознательными (по Адлеру, не находятся в
центре сознания), поведение чел. тем не менее, в целом соответствует им. Так, в
рамках одного и того же жизненного стиля чел. может преуспеть в жизни, если его
что-то или кто-то вдохновляет, и оказаться ни на что не годным, если он теряет
веру в себя.
Эмоции, будучи поведением, имеют свое назначение. Они вызываются для того,
чтобы люди продвигались по направлению к своим целям. Люди являются создателями,
а не жертвами собственных эмоций. Эмоции в теории Адлера, как и в РЭТ, имеют
когнитивную основу.
Чувство неполноценности является нормальным в том смысле, что всем людям
знакомо ощущение, будто они не достигли чего-то нужного. Когда люди ведут себя
так, как если бы они были хуже других, развивают симптомы, действуют, как
больные, или отреагируют подавленные импульсы и желания, они демонстрируют
комплекс неполноценности — термин, охватывающий все, что обычно называют
«психопатологией» и что адлерианцы именуют «обескураженностью».
Т. к. овладение окружающей средой является жизненно важным, чел. создает
стиль жизни, приближающий его к достижению этой цели. Главные цели жизненного
стиля — понимать, предсказывать и контролировать жизнь и себя. Жизнь призывает
людей найти решение трех задач. Первая — работа, к-рая для детей и мн. взрослых
предполагает еще и учебу. Работа включает такие подзадачи, как профессиональный
выбор, профессиональная подготовка и исполнение профессиональных обязательств;
использование свободного времени, и, наконец, отход от дел и/ или уход на
пенсию. Вторая — соц. задача, включающая две подзадачи: подзадачу
принадлежности к соц. группе (организации, общине и т. д.) и подзадачу, к-рую Э.
Берн включил в название своей книги «Игры, в которые играют люди» (Games
people play). Третья задача, как указывал Адлер, основана на том, что челов.
род делится на два пола и каждый должен как-то вести себя по отношению к др.
полу. Адлер не одобрял термин «противоположный пол», ибо, являясь сторонником
равенства полов, считал, что он может ассоциироваться с соперничающими
отношениями между полами. Подзадачи этой группы сосредоточены на определении
половой роли и полоролевой идентификации, прохождении фаз сексуального развития
(напр., пубертата, менопаузы), ухаживании, любви, браке, совместной жизни и,
для нек-рых, на разводе.
Сталкиваясь с жизненными задачами, люди занимают три позиции: «да», «да,
но» (это звучит в адлерианской литературе как «если только») и «нет». Люди,
реагирующие на задачи жизни с установкой «да», демонстрируют соц. интерес, или
Gemeinschaftsgefuhl (чувство общности). Эта утвердительная реакция не
подразумевает пассивного приспособления к жизни. А. п., будучи нормативной
психологией, требует от людей, чтобы те брали на себя личное обязательство
производить изменения в об-ве, когда последнее не оправдывает ожиданий. Соц.
интерес — это конструкт, включающий такие характеристики, как приверженность
жизни, соц. кооперация, содействие общему благосостоянию и соц. помощь. Люди,
демонстрирующие соц. интерес, встречают жизнь смело, уверенно и с оптимизмом.
Степень проявляемого соц. интереса служит показателем психич. здоровья, или
нормальности.
Люди, отвечающие «да, но», признают необходимость решения жизненных задач,
но вместе с тем всегда готовы «по тревоге» защитить себя, свою репутацию и
самооценку. Они отвечают «да» жизненным задачам, «но» не могут разрешить их
|
|