Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах. - Психологическая энциклопедия
<<-[Весь Текст]
Страница: из 1434
 <<-
 
специфического агента, а попытаться вникнуть в многофакторную этиологию, 
динамику и межличностные отношения. Нужно исследовать А. п., описать и 
диагностировать. Он связан с общими этиологическими факторами и психодинамикой 
и, помимо пациента и агента, всегда предполагает действие других сил. 
Необходимо определить специфический аддиктивный комплемент и пусковые механизмы.
 Процесс имеет биографическую историю, в которой могут происходить переключения 
с одной аддикции на другую или множественные аддикции в разное время. Понимание 
этих факторов существенно для постановки диагноза и успешности лечения.
    См. также Реабилитация при наркоманиях, Лечение наркомании, Героиновая 
наркомания
    Л. Хэттерер
    
   Адлерианская психология (adlerian psychology)
    
    А. п., известная тж как индивидуальная психология, была создана Альфредом 
Адлером после его выхода в 1911 г. из Венского психоаналитического об-ва. 
Индивидуальная психология часто неправильно понимается как психология 
индивидуума или индивидуальных различий, тогда как в действительности она 
обращена к неделимости личности на элементы, к человеку во всей его полноте.
    А. Адлер (1870—1937) был венским офтальмологом, переквалифицировавшимся в 
невропатолога, к-рого Фрейд пригласил участвовать в заседаниях руководимого им 
кружка, собиравшегося по средам. В 1907 г. Адлер опубликовал работу 
«Исследование неполноценности органов и ее психической компенсации», к-рую 
Фрейд приветствовал как значительный вклад во фрейдистскую психологию. Хотя 
понятиям неполноценности органа и компенсации нашлось место и в более поздней 
теории Адлера, они больше не рассматриваются как краеугольные камни А. п. В 
1908 г. Адлер выдвинул идею агрессивных инстинктов в качестве дополнения 
сексуальных инстинктов, занимавших центральное место в теории Фрейда. Несмотря 
на то что Фрейд первоначально отверг эту идею Адлера, позднее (в 1923 г.) он 
включил концепцию агрессивных инстинктов в состав психоаналитической теории.
    Адлер поднялся до ключевых постов Венского психоаналитического об-ва, стал 
редактором его журнала и президентом. Этот период ознаменован полемикой Фрейда 
и Адлера по поводу понятия «зависть к пенису». Фрейд считал зависть к пенису 
универсальным желанием женщин. Адлер заменил его понятием мужского протеста, 
согласно к-рому женщины хотят иметь равный статус с мужчинами (что для нек-рых 
из них означает обладать пенисом) или даже более высокий, в то время как 
нек-рые мужчины стремятся к статусу «настоящих» мужчин. После ожесточенных 
дебатов было проведено голосование. Проиграв его, Адлер и его сторонники 
покинули Венское психоаналитическое об-во и основали собственное Об-во 
свободных психоаналитических исслед. Вскоре после этого была опубликована 
первая книга Адлера «Невротическая конституция».
    Во время Первой мировой войны Адлер служил в австрийской армии, и 
деятельность нового об-ва была приостановлена. После окончания войны оно 
возобновило работу под названием Об-во индивидуальной психологии и учредило 
свой печатный орган — «Журнал индивидуальной психологии» (Zeitschrift fur 
Individualpsychologie). Движение процветало в Вене и др. городах Европы вплоть 
до прихода к власти нацистов. В последние 10 лет своей жизни Адлер делил свое 
время между Европой и США. Верховной организацией адлерианского движения 
является Международная ассоциация индивидуальной психологии. Национальные об-ва 
существуют в США, Германии, Швейцарии, Австрии, Франции, Голландии, Италии и 
Великобритании.
   Исходные положения
    Теория Адлера основывается на следующих исходных положениях:
    1. Вслед за Сматсом она предполагает холистическое, а не редукционистское 
понимание каждого конкретного чел. Все его органы и функции рассматриваются с т.
 зр. обслуживания потребностей чел. как целостной системы.
    2. Поведение людей не предопределено, они не являются жертвами своего 
прошлого, своей наследственности или своей окружающей среды. Люди имеют выбор и 
делают его. Теория учит личной ответственности.
    3. Все поведение является целенаправленным и лучше всего может быть понято 
на основе целевых стремлений или тенденций конкретного чел. или на основе его 
неповторимой траектории движения (к цели). Личность всегда находится в процессе 
становления. По замыслу, это движение к цели способствует изменению положения 
чел. с «минуса на плюс».
    4. Поскольку люди могут выбирать, они рассматриваются как проактивные, а не 
только как реактивные существа. Они способны осознавать события, оценивать их и 
делать соотв. выводы.
    5. Люди не просто приспосабливаются к своему окружению, событиям или 
стимулам. Они могут создавать и частично или полностью изменять эти стимулы — 
объективно или субъективно.
    6. Люди воспринимают мир субъективно, поэтому, чтобы понять конкретного чел.
 «мы должны быть способны видеть его глазами и слышать его ушами» (А. Адлер).
    7. А. п. — это соц. психология. Все поведение должно пониматься в рамках 
соц. среды. Люди изменяют свое положение, как это описывалось в ранней 
гештальт-психологии, в феноменальном поле. А. п. часто характеризуют как теорию 
поля.
    8. Адлер представил миру психологию ценностей. Наивысшая ценность — 
идеальная ценность для людей — заключается в соц. интересе, к-рый многими 
понимается как переформулирование на языке психологии таких религиозных 
заповедей, как «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» и «Не отделяй себя от 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 1434
 <<-