|
инструмента, иногда с аккомпанементом, иногда без него. Пожалуй, самое
известное из сочинений для скрипки соло это Чакона Баха. Употребляется это
слово и тогда, когда в каком-то крупном сочинении есть отдельная
самостоятельная партия для одного из инструментов. Например, в Болеро
Равеля не умолкая звучит солирующий малый барабан, четко отбивающий ритм.
Бывают произведения, в которых есть небольшие сольные эпизоды. Играет весь
большой оркестр. Звучат разные инструменты, переплетаются мелодии. А потом
из общего звучания оркестра выделяется один инструмент со своей мелодией.
Это начался эпизод соло. Так, в симфонической фантазии <<Франческа да
Римини>> Чайковский выделил в центре эпизод -- рассказ Франчески.
Задумчивая и печальная мелодия, исполняемая кларнетом соло, звучит как
грустная повесть молодой женщины.
Сольной называются партии в произведениях для какого-то инструмента (или
голоса) с оркестром -- в фортепианном или скрипичном концерте есть,
соответственно, сольная фортепианная или скрипичная партии. Их исполнители
называются солистами.
СОЛЬФЕДЖИО. Итальянское слово <> (правильнее оно читается --
сольфеджо) происходит от слова solfo, что значит -- ноты, музыкальные
знаки, гамма. У нас так принято называть уроки, на которых занимаются
развитием слуха: пишут музыкальные диктанты, определяют на слух различные
интервалы и аккорды, поют по нотам мелодии -- сначала одноголосные, а потом
и более сложные, двух- и трехголосные. Такое пение нот с произнесением их
слоговых названий называется сольфеджированием. Сборник нот,
предназначенных для сольфеджирования, так же, как и учебная дисциплина,
называется сольфеджио.
СОНАТА. Если сравнивать сонату с литературным жанром, то больше всего
подойдет сравнение с романом или повестью. Подобно им, соната делится на
несколько <<глав>> -- частей. Обычно их три или четыре. Подобно роману или
повести соната населена различными <<героями>>: музыкальными темами. Темы
эти не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на
друга, а иногда и вступают в конфликт.
Наибольшей напряженностью и остротой отличается первая часть сонаты.
Поэтому в ней и сложилась своя, особая форма, которая называется сонатной.
Развитие музыки, построенной в сонатной форме, можно сравнить с действием в
драматической пьесе. Вначале композитор знакомит нас с основными
действующими лицами -- музыкальными темами. Это как бы завязка драмы. Затем
действие развивается, обостряется, достигает вершины, после чего наступает
развязка. Таким образом, сонатная форма состоит из трех разделов -- завязки
или экспозиции, в которой основные темы появляются (экспонируются) в разных
тональностях, собственно действия -- разработки -- и итога -- репризы.
Каждому из них посвящен в этой книжке отдельный рассказ.
Разработка -- средний раздел сонатной формы -- раздел наиболее конфликтный,
наименее устойчивый. Темы, прозвучавшие впервые в экспозиции, показываются
здесь с новых, неожиданных сторон. Они расчленяются на короткие мотивы,
сталкиваются, переплетаются, видоизменяются, борются одна с другой. В конце
разработки состояние неустойчивости, борьбы, достигает высшей точки --
кульминации -- и требует разрядки, успокоения. Их приносит реприза. Ей
также посвящен отдельный рассказ. В репризе и происходит повторение того,
что было в экспозиции, но с изменениями, вызванными событиями разработки.
Все музыкальные темы сонаты в репризе появляются в одной, основной
тональности. Иногда завершает первую часть сонаты кода. В ней проходят
отрывки наиболее важных тем части, еще раз утверждается основная,
<<победившая>> тональность.
Вторая часть, в отличие от первой, сочинена, как правило, в медленном
движении. Музыка передает неторопливое течение мысли, воспевает красоту
чувств, рисует возвышенный пейзаж.
Финал сонаты выдержан обычно в быстром, подчас даже стремительном движении.
Это -- итог, выводы из предшествующих частей: он может быть и
оптимистическим, жизнеутверждающим, но иногда бывает и драматическим и даже
трагедийным.
Классический сонатный цикл сложился в одно время с симфонией, во второй
половине XVIII века. Однако термин <<соната>> возник еще в XVI веке. Он
произошел от итальянского слова sonare -- звучать. Первоначально так
называли любое инструментальное произведение в отличие от кантаты (cantare
-- петь). И лишь с возникновением нового жанра инструментальной музыки это
название стало принадлежать только ему одному безраздельно.
Сонаты писали и пишут многие композиторы, начиная с Корелли (XVII век) и до
наших дней. Эпоху в инструментальном творчестве составили сонаты Д.
|
|