|
различным. Физический слух дает нам возможность слышать в физическом
смысле: воспринимать звуки, которые все время нас окружают. Шум волн, шорох
листьев, жужжание пчелы, потрескивание сучьев... Здесь у человека очень
много соперников: почти все животные слышат лучше, чем мы, слух у них
значительно острее. Вы сами, наверное, не раз могли убедиться в этом, если
любите животных. Собака настораживает уши и начинает лаять, когда вы еще не
слышите чужих шагов, кошка хищно выгибает спину и бесшумно крадется к
стене, за которой вы еще никак не можете уловить мышиного царапанья.
Но есть другой слух -- музыкальный, присущий только человеку. Музыкальный
слух -- это способность улавливать связь между звуками, запоминать и
воспроизводить их, воспринимать их не как случайные сочетания, а вникая в
их смысл, осознавая их художественное значение. Вот этот-то слух и
необходим каждому музыканту.
В том или ином виде музыкальный слух есть у каждого. Просто у некоторых он
выражен очень ярко, а у других слабее. Но музыкальный слух можно развить,
если очень хотеть и настойчиво добиваться этого.
Действительно, в музыкальные школы берут тех детей, у которых слух лучше,
но есть педагоги, которые занимаются со всеми. И через несколько лет уже не
понять, кто был когда-то лучшим, а у кого. казалось, слуха нет вовсе:
умному педагогу удалось развить музыкальный слух всех его учеников.
Правда, существует так называемый абсолютный музыкальный слух, который
считают важным для музыканта качеством. Слух этот -- способность слышать
абсолютную высоту звука. Его обладатель может сказать, какой по высоте звук
издали отходящий от причала теплоход или ложечка, звякнувшая в стакане.
Если ему сыграть мелодию, он не только повторит ее голосом, но и назовет
при этом все ее звуки. Однако завидовать обладателям абсолютного слуха не
стоит. Он вовсе не является признаком особой музы-кальности. Сколько угодно
бывает, что человек с абсолютным слухом совершенно равнодушен к музыке, а
если и начинает ею заниматься, то особых успехов не достигает. В дополнение
к абсолютному слуху необходимы музыкальность, умение слышать и
воспроизводить логику гармонического или полифонического развития. Можно
слышать, как обладатели абсолютного слуха даже жалуются на это свойство:
<<ноты лезут в уши>>, мешая сосредоточиться на музыке. Так что если у вас
нет абсолютного слуха, не огорчайтесь, а развивайте относительный, данный
вам природой.
Кстати, далеко не все композиторы обладали абсолютным слухом. Он был, очень
изощренный, у Римского-Корсакова. Каждая тональность казалась ему
окрашенной в определенный, только ей присущий цвет (это так называемый
цветной слух). Например, ми-бемоль мажор казался ему цветом морской волны,
поэтому многие страницы музыки, посвященной морю, написаны им в ми-бемоль
мажоре. Ре-бемоль мажор казался золотистым.
А вот у Чайковского абсолютного слуха не было. Ну и что? Разве он писал
музыку более плохую?
Значительно важнее для композитора, да и для любого музыканта, иметь хорошо
развитый внутренний слух, то есть уметь слышать музыку <<внутри себя>>, не
воспроизводя ее вслух. Именно великолепный внутренний слух дал возможность
оглохшему Бетховену продолжать творить: он слышал всю сочиняемую им музыку
и записывал услышанное, хотя воспроизведения ее музыкантами, ее реального
звучания, услышать уже не мог.
Внутренний слух поддается развитию. Его можно тренировать различными
упражнениями. Например, брать несложные ноты, сначала только мелодию, и
пытаться представить, как это звучит, а потом проверять себя, проигрывая
мелодию на рояле. Профессиональные музыканты могут воспроизводить
внутренним слухом даже сложные оркестровые партитуры. Без этого умения
нельзя, например, стать дирижером.
А теперь вернемся к <<цветному слуху>>. Он был не только у
Римского-Корсакова. У многих музыкантов определенные тональности вызывают
ассоциации с определенным цветом. Ассоциации эти имеют субъективный
характер. То есть у разных музыкантов одна и та же тональность может
вызвать различные цветовые впечатления. Но есть, по-видимому, и общие
закономерности. Так, наверное, не случайно, многие мрачные, скорбные
произведения написаны в тональности си минор, а радостные, солнечные -- в
ре мажоре.
Проблемами связи звука и цвета заинтересовался Скрябин. Одно из его
произведений, симфоническая поэма <<Прометей>>, даже задумано как не только
музыкальное, но и цветовое; музыка в нем должна сопровождаться
цвето-световыми эффектами.
СОЛО. Итальянское слово <> означает один, единственный. В музыке
издавна принято обозначать так произведение для одного голоса или
|
|