|
Скарлатти, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, Шумана.
Замечательны по своим художественным достоинствам сонаты русских и
советских композиторов: Рахманинова, Скрябина, Метнера, АН. Александрова,
Мясковского, Прокофьева.
Кроме сольных фортепианных сонат, существуют сонаты для большего числа
инструментов: сонаты для скрипки или виолончели и фортепиано,
инструментальные трио и квартеты -- они, как правило, тоже являются по
своей форме сонатами. Сонатой для сольного инструмента и оркестра можно
назвать инструментальный концерт.
Тем, кто начинает учиться музыке, приходится иметь дело не с сонатами, а с
сонатинами. В дословном переводе слово <<сонатина>> означает <<маленькая
соната>>. Она меньше настоящей сонаты по размерам, а кроме того значительно
легче технически, более проста по содержанию.
СОНАТИНА -- см. Соната.
СОПРАНО. Знаете ли вы сказку о Снегурочке? Ее написал русский драматург
А. Н. Островский, а композитор Н. А. Римский-Корсаков создал на ее основе
оперу. Партию Снегурочки -- хрупкой, нежной дочери Мороза и Весны, он
поручил высокому, светлому и серебристому, словно колокольчик, голосу --
колоратурному сопрано.
Колоратурное сопрано -- самый высокий и подвижный женский голос.
Колоратурным он называется потому, что легко исполняет разные вокальные
украшения -- колоратуры. Тонкий орнамент мелодии чудесно передает сказочный
образ. Колоратуры в партии Снегурочки ассоциируются с пением птиц --
спутниц весны, с веселой мартовской капелью, с журчанием веселых ручейков.
Для колоратурного сопрано написано много разных партий. Раньше композиторов
привлекали в нем блеск и виртуозность, возможность исполнять блестящие
пассажи. Потом, в XIX веке, стали обращать больше внимания на
выразительность пения.
Характер звучания колоратурного сопрано позволяет создавать шаловливые,
своенравные образы, такие как Людмила в <<Руслане и Людмиле>> Глинки,
Церлина в <<Дон-Жуане>> Моцарта. Часто колоратурному сопрано поручают
партии сказочных персонажей -- Царевны-лебеди в <<Сказке о царе Салтане>>
Римского-Корсакова. Шемаханской царицы в его же <<Золотом петушке>>.
Иногда большим количеством колоратурных украшений композитор хочет
приблизить звучание голоса к тембру инструмента, подчеркнуть его холодный
блеск. Этим средством воспользовался Моцарт, создавая образ злой волшебницы
-- царицы Ночи в опере <<Волшебная флейта>>.
Наиболее распространено среди певиц лирическое сопрано -- нежный, легкий
голос. Для него написаны партии Татьяны в <<Евгении Онегине>> Чайковского,
Наташи в <<Войне и мире>> Прокофьева, Тамары в <<Демоне>> Рубинштейна --
партии, в которых преобладают черты лиризма, душевной теплоты.
Часто встречается и другая разновидность сопрано -- драматическое. сильное
и яркое. Композиторы наделяют таким голосом героинь с волевыми характерами,
нередко -- с драматической судьбой. Героинь, страдающих, борющихся за свое
счастье, а подчас и гибнущих в этой борьбе. Таковы Наташа в <<Русалке>>
Даргомыжского, Лиза в <<Пиковой даме>> Чайковского.
Бывают и голоса, которые сочетают в себе различные качества, например,
лирико-колоратурное или лирико-драматическое сопрано. Певицы с такими
голосами могут петь разные партии. Выбирают они для себя те, которые
оказываются более удобными по голосу, близкими по образу.
Чудесным лирико-колоратурным сопрано обладала великая русская певица
Антонина Васильевна Нежданова. Вы и сейчас можете услышать ее в записи на
пластинке.
Голоса итальянских певиц-сопрано отличаются яркостью тембра, большой
насыщенностью, глубиной звучания. Прославленной итальянской певицей-сопрано
была Амелита Галли-Курчи. После ее ухода со сцены звание <<первого сопрано
мира>> оспаривали друг у друга Рената Тебальди и Мария Каллас.
Диапазон сопрано от до первой октавы до до третьей октавы.
СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. <<Пан -- по верованиям древних греков -- бог лесов
и рощ, покровитель стад и пастухов -- гордился своей игрой на свирели.
Однажды он вызвал самого Аполлона (бога искусства и света) на состязание.
Это было на склонах горы Тмол. Судьей был бог этой горы. В пурпурном плаще,
с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон на состязание.
Пан первый начал состязание. Раздались простые звуки его пастушеской
свирели, нежно неслись они по склонам Тмола. Кончил Пан. Когда замерли
|
|