|
заменяющий человеческое дыхание. Такой механизм нашли: нагнетать воздух
стали мехами, такими же как те, которыми кузнецы раздували огонь в горне.
Во втором веке до новой эры в Александрии изобрели гидравлический орган. В
нем воздух нагнетался не мехами, а водяным прессом. Поэтому он поступал
равномернее, и звук получался лучше -- ровнее и красивее.
Шли века, инструмент совершенствовался. Появился так называемый
исполнительский пульт или исполнительский стол. На нем несколько клавиатур,
расположенных одна над другой, а внизу огромные клавиши для ног -- педали,
которыми извлекались самые низкие звуки.
Конечно, давно были забыты камышовые дудочки -- флейты Пана. В органе
зазвучали металлические трубы, причем число их доходило до многих тысяч.
Понятно, что если бы каждой трубе соответствовала клавиша, то на
инструменте с тысячами клавиш невозможно было бы играть. Поэтому над
клавиатурами сделали регистровые ручки или кнопки. Каждой клавише
соответствуют несколько десятков, а то и сотен труб, издающих звуки одной
высоты, но разного тембра. Их можно включать и выключать регистровыми
ручками, и тогда, по желанию композитора и исполнителя, звук органа
становится похожим то на флейту, то на гобой или другие инструменты; он
может имитировать даже пение птиц.
В Средние века органами заинтересовалась церковь. Во всех католических
соборах и больших церквах были построены органы. Их торжественное и мощное
звучание как нельзя лучше подходило к архитектуре соборов с уходящими вверх
линиями, высокими сводами.
Лучшие музыканты мира служили церковными органистами. Много великолепной
музыки было написано для этого инструмента разными композиторами, в том
числе Бахом.
Разумеется, далеко не вся музыка, созданная для органа, была культовой,
связанной с церковью. Сочинялись для него и так называемые <<светские>>
произведения. В России орган был только светским инструментом, так как в
православной церкви, в отличие от католической, его никогда не ставили.
Начиная с XVIII века композиторы включают орган в оратории. А в XIX веке он
появился и в опере. Как правило это было вызвано сценической ситуацией --
если действие происходило в храме или около него. Чайковский, например,
воспользовался органом в опере <<Орлеанская дева>> в сцене торжественной
коронации Карла VII. Мы слышим орган и в одной из сцен оперы Гуно <<Фауст>>
(сцена в соборе). А вот Римский-Корсаков в опере <<Садко>> поручил органу
аккомпанировать песне Старчища-могуч-богатыря, который прерывает пляску
Морского царя. Верди в опере <<Отелло>> при помощи органа имитирует шум
морской бури.
Иногда орган включается и в партитуру симфонических произведений. С его
участием исполняются Третья симфония Сен-Санса, Поэма экстаза и
<<Прометей>> Скрябина
В симфонии <<Манфред>> Чайковского тоже звучит орган, хотя композитор и не
предусмотрел этого. Он написал партию фисгармонии, которую там орган часто
заменяет.
ОРКЕСТР. В Древней Греции оркестрой (orchestra) называлось место перед
сценой, на котором во время представления трагедий помещался хор. Много
позднее, во время расцвета музыкального искусства в Европе, оркестром стали
называть большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющие
инструментальные музыкальные произведения. В ансамблях этих участвовали
самые различные инструменты.
Состав оркестра долгое время не был постоянным. Как правило, имелись
оркестры у богатых вельмож. Именно от богатства и вкусов хозяина зависело
число музыкантов и выбор инструментов. Постепенно в музыкальной практике
сложились определенные виды оркестра. Самый полный и совершенный по
звучанию среди них -- симфонический оркестр. Слышали вы, разумеется, и
духовой и эстрадный оркестры, оркестры русских народных инструментов.
оркестры инструментов других народов СССР.
В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал
звучания симфонического оркестра.
Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и
фантазии, сопровождает подчас действие в кинофильме, участвует в исполнении
опер и ораторий, соревнуется с солистами в инструментальных концертах.
Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра. На
некоторых играют при помощи смычка, ведя его по струне. В другие нужно
подуть, чтобы получился звук. Есть инструменты, по которым нужно ударять.
|
|