|
Вот и определились основные группы, на которые делятся все инструменты:
струнные смычковые, духовые -- деревянные и медные, и ударные. Иногда в
оркестр включаются арфа, рояль, орган.
Если вы посмотрите на фотографию или схему симфонического оркестра, то
поймете, что сидят оркестранты не как кому захотелось, а в строго
определенном порядке. Раньше во всех оркестрах мира исполнители сидели
одинаково: слева впереди первые скрипки (самые главные инструменты в
оркестре, исполняющие красивые, выразительные мелодии, они располагаются на
<<главном месте>>), справа -- вторые, за вторыми скрипками -- альты, в
центре -- виолончели, за ними -- деревянные духовые.
Сейчас существует несколько вариантов посадки оркестра, зависящих от воли
дирижера, от особенностей исполняемого произведения. Но одно остается
неизменным: инструменты расположены по группам -- все медные духовые
(валторны, трубы, тромбоны и туба) друг около друга, все деревянные
(флейты, гобои, кларнеты, фаготы) вместе, струнные смычковые (скрипки,
альты, виолончели и контрабасы) тоже сгруппированы отдельно.
Струнных инструментов в оркестре много. Первых скрипок бывает от десяти до
восемнадцати, вторых -- от восьми до шестнадцати, альтов -- от шести до
четырнадцати, виолончелей -- от шести до двенадцати, контрабасов -- от
четырех до восьми. Это объясняется просто: звук струнных инструментов самый
слабый. Сравните, например, звучание скрипки и тромбона: если они будут
играть одновременно, скрипку совсем не будет слышно, как бы громко ни
старался играть скрипач. Для равновесия звучности и необходима в оркестре
большая струнная группа. Поэтому же и располагаются струнные всегда ближе
всех остальных инструментов к дирижеру, к слушателям.
С духовыми инструментами дело обстоит по-другому. Деревянных в оркестре
бывает по два или три основных или еще по одному дополнительному, который
называется видовым (в зависимости от этого состав оркестра называют двойным
или тройным): это флейта-пикколо (малая флейта), разновидность гобоя --
английский рожок, бас-кларнет и контрафагот.
Из медных инструментов в оркестре обычно четыре валторны, две трубы, три
тромбона и одна туба. Однако число медных духовых может быть и больше.
Ударная группа в оркестре не имеет постоянного состава. В нее в каждом
случае включаются те инструменты, которые значатся в партитуре исполняемого
произведения. Только литавры являются непременным участником каждого
концерта.
Духовые оркестры в основном предназначены не для концертов в закрытых
помещениях. Они сопровождают шествия, марши, а во время праздничных гуляний
звучат на эстрадах, расположенных на открытом воздухе -- на площадях, в
садах и парках. Звучность их особенно мощная и яркая.
Основные инструменты духового оркестра -- медные: корнеты, трубы, валторны,
тромбоны. Есть и деревянные духовые -- флейты и кларнеты, а в больших
оркестрах еще гобои и фаготы, а также ударные -- барабаны, литавры,
тарелки.
Существуют произведения, написанные специально для духового оркестра, но
часто им исполняются симфонические произведения, переоркестрованные для
духового состава. Есть и такие сочинения, в которых, наряду с симфоническим
оркестром, предусматривается участие духового, как, например, в увертюре
Чайковского <<1812 год>>.
Особый вид духового оркестра, так называемая <<банда>> (итальянское слово
banda означает отряд). Это ансамбль медных, духовых и ударных инструментов,
который иногда вводится дополнительно к симфоническому оркестру в оперных
спектаклях. Он появляется на сцене, когда происходит какая-то торжественная
церемония или движется шествие.
В 1887 году известный музыкант, энтузиаст изучения русского народного
творчества и народных инструментов В. В. Андреев организовал <<Кружок
любителей игры на балалайках>>. Первый концерт этого кружка состоялся в
1888 году. Вскоре приобретший европейскую известность, ансамбль стал
расширяться. Кроме балалаек в него вошли домры, гусли и другие
древнерусские инструменты. Возник <<Великорусский оркестр>> -- так стал он
называться. После Великой Октябрьской социалистической революции его
переименовали в Оркестр русских народных инструментов имени В. В. Андреева,
появилось и много других подобных коллективов. Главную роль в них играют
струнные щипковые инструменты (прочтите о них в рассказе <<Струнные
инструменты>>), есть баяны, флейты и другие духовые инструменты, большая
группа ударных. Музыку для этих оркестров пишут советские композиторы.
Играют они также переложения классических произведений и обработки народных
песен.
|
|