|
каватину, балладу -- можно сравнить с монологом в драматической пьесе.
А теперь давайте вспомним, что поет Иван Сусанин перед началом своей
знаменитой арии <<Ты взойдешь, моя заря>>. <<Чуют правду! Смерть близка,
мне не страшна она. Свой долг исполнил я. Прими мой прах, мать земля>>.
Звучат медленные, короткие, разделенные остановками фразы. Это пение, но
очень похожее на декламацию. Называется оно речитатив (латинское слово
recitare -- читать вслух, громко произносить). Значение речитатива в опере
очень велико. Он -- основной <<инструмент>> развития действия. Ведь тогда,
когда звучат законченные музыкальные номера-арии, ансамбли -- действие
обычно останавливается. Оперы без речитатива не существует. Но зато бывают
оперы, полностью построенные на речитативе.
Большую роль в опере играет хор. С его помощью композиторы изображают
картины народной жизни. А в операх М. П. Мусоргского <<Борис Годунов>> и
<<Хованщина>> народ, по определению самого композитора, является даже
главным действующим лицом.
Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера, это
оркестр. Он исполняет увертюру, симфонические антракты, звучит во время
всего действия, создает яркие картины, раскрывает чувства героев.
Возникло оперное искусство почти четыреста лет тому назад, в конце XVI
века. Первый музыкальный спектакль с пением на сюжет древнегреческого мифа
о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен в итальянском городе
Флоренции в 1594 году. С тех пор опера прошла большой, сложный путь.
Родившись в Италии, она попала далее и в другие страны Европы,
Возникнув как произведение мифологическое, теперь она удивительно
разнообразна по сюжетам.
В XIX веке в разных странах сложились национальные оперные школы. Самые
яркие их представители в Италии -- Россини, Верди и Пуччини, во Франции
Мейербер, Гуно и Бизе, в Германии Вебер и Вагнер. Несколько раньше, в конце
XVIII века, опера получает расцвет в Австрии, в творчестве Моцарта.
В России оперное искусство достигло высочайших вершин в творчестве Глинки,
Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского,
Прокофьева и Шостаковича.
В большинстве случаев оперы пишутся на сюжеты, взятые из литературы.
<<Руслан и Людмила>> Глинки, <<Русалка>> Даргомыжского, <<Евгений Онегин>>,
<<Мазепа>> и <<Пиковая дама>> Чайковского, <<Травиата>>, <<Риголетто>> и
<<Отелло>> Верди, <<Кармен>> Бизе, <<Снегурочка>> Римского-Корсакова,
<<Борис Годунов>> Мусоргского, <<Нос>> и <<Катерина Измайлова>> Д.
Шостаковича, <<Война и мир>> и <<Повесть о настоящем человеке>> С.
Прокофьева, <<Тихий Дон>> и <<Поднятая целина>> И. Дзержинского, <<Кола
Брюньон>> и <<Семья Тараса>> Кабалевского -- много на свете опер, в основе
которых лежат хорошо известные романы, повести, драматические пьесы...
Партитура готовой оперы передается в театр. Над ней работает дирижер, свои
партии разучивают солисты и хор, режиссер осуществляет постановку,
художники пишут декорации. Только в результате общего труда всех этих людей
возникает оперный спектакль.
ОПЕРЕТТА. Оперетта -- итальянское слово (operetta) и означает буквально
-- маленькая опера. Становление оперетты связано с Францией второй половины
50-х годов прошлого века.
Оперетта возникла из театральных интермедий -- коротеньких представлений,
которые шли в антрактах крупных пьес, из злободневных спектаклей-обозрений.
Во Франции она стала зеркалом общественной жизни, обличающим пороки,
высмеивающим недостатки.
Лучшие французские оперетты связаны с именем композитора Жака Оффенбаха.
Это <<Орфей в аду>>, <<Прекрасная Елена>>, <<Синяя борода>> и др. Сюжеты
оперетт, казалось бы столь далекие от действительности, -- мифические и
сказочные, -- неожиданно оказывались очень современными. Действующие лица
их были всем весьма хорошо знакомы, с ними зрители встречались чуть ли не
каждый день. Они только рядились в костюмы богов и героев. Орфей у
Оффенбаха из мифологического певца превращался во влюбленного учителя
музыки, а боги оказывались не всемогущими, а, напротив, беспомощными и
смешными...
Содержание оперетт часто было пародийным. А музыка? Музыка всегда
оказывалась веселой и увлекательной. Оффенбах включал в оперетту песенки,
марши, танцы -- кадрили, галопы, вальсы, болеро...
В оперетте не только пели, но и говорили. При этом в тексте часто
встречались реплики на злобу дня, намеки на происходящие, волнующие всех
|
|