|
. Они помогают определить, какая из нот обозначает звук более
высокий, какая более низкий. При взгляде на нотный стан вы сразу видите
рисунок мелодии. Однако для того, чтобы знать точно, какие именно звуки
записаны, нужно посмотреть, какой ключ стоит в начале нотоносца, какие
около него проставлены знаки альтерации. И о ключах и об альтерации вам
нужно прочесть на посвященных этим терминам страничках.
* О *
ОБЕРТОН. Проделайте такой опыт: беззвучно нажмите клавишу фортепиано, а
потом сильно ударьте и сразу отпустите клавишу октавой ниже (например,
держите до второй октавы, а ударьте до первой). Взятый вами тон быстро
угаснет, но еще долго будет слышаться тихий, но отчетливый звук нажатой
вами клавиши. Можно беззвучно нажать клавишу двумя октавами выше ударяемой.
Соответствующий ей звук тоже будет слышен, хотя и менее отчетливо.
Давайте разберемся, почему это происходит. Если вы прочли, что
рассказывается о звуке, то уже знаете, что он возникает в результате
колебания упругого тела, в данном случае -- струны. Высота звука зависит от
длины струны. Вы ударили, например, до первой октавы. Задрожала,
завибрировала струна, послышался звук. Но колеблется струна не только вся
целиком. Вибрируют все ее части: половина, третья часть, четверть и так
далее. Таким образом, одновременно слышится не один звук, а целый
многозвучный аккорд. Только основной тон, самый низкий, слышен гораздо
лучше других и воспринимается ухом как единственно звучащий.
Остальные же, образованные частями струны и поэтому более высокие обертоны
(Oberton по-немецки <<верхний тон>>), или гармонические призвуки, дополняют
звучание, влияют на качество звука -- его тембр.
Все эти гармонические призвуки вместе с основным тоном образуют так
называемый натуральный звукоряд или шкалу обертонов, которые нумеруются
снизу вверх по порядку: первый звук -- основной, второй октавой выше,
третий -- октава + чистая квинта, четвертый -- октава + чистая квинта +
чистая кварта (то есть на 2 октавы выше основного). Дальнейшие призвуки
расположены на более близком расстоянии друг от друга.
Этим свойством -- издавать не только основной звук, но и обертоны -- иногда
пользуются при игре на струнных инструментах. Если в момент извлечения
звука смычком слегка прикоснуться пальцем к струне в том месте, где она
делится пополам или на третью, четвертую и т. д. часть, то колебания
больших частей исчезают, и раздастся не основной звук, а более высокий
(соответственно оставшейся части струны) обертон. На струнных такой звук
называется флажолетом. Он очень нежный, несильный, холодноватого тембра.
Композиторы пользуются флажолетами струнных как особой краской.
Ну а произведенный нами опыт с беззвучно нажатой клавишей? Когда мы это
сделали, то, не ударяя по струне фортепиано, освободили ее от глушителя, и
она стала колебаться в резонанс половине более длинной -- задетой нами
струны. Та, когда клавиша возвратилась на место, остановилась, а колебания
верхней струны продолжились. Ее звучание вы и услышали.
ОПЕРА. Погас свет в зрительном зале. К дирижерскому пульту прошел
дирижер. Взмах дирижерской палочки -- и в затихший зрительный зал полились
звуки увертюры... Начался спектакль, в котором органично сплелись пение и
симфоническая музыка, драматическое действие, балет, живопись. Началась
опера.
Опера -- это жанр синтетический, появившийся на основе содружества
различных искусств (итальянское <> буквально -- труд, дело,
сочинение). Однако роль их в опере не равноценна.
Уже несколько столетий существует опера. И все это время не утихают споры о
том, что в ней главное -- музыка или текст. Был в истории оперы период,
когда ее автором считался поэт, либреттист, а композитор -- лицо
второстепенное -- должен был во всем подчиняться не только либреттисту, но
и певцам, которые требовали выигрышных арий в удобных для себя местах.
Настало время и для другой крайности -- когда на содержание перестали
обращать внимание. Опера превратилась в своего рода концерт в костюмах. Но
это действительно крайности. В XVIII и XIX веках окончательно сформировался
жанр оперы в таком виде, как мы его знаем и любим сейчас.
Главное в опере -- все-таки музыка. Ради нее мы идем в оперный театр. Вот
герой поет арию. В это время на сцене ничего занимательного не происходит:
действие останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает
о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его характер. Ария --
очень важная составная часть оперы, поэтому ей посвящается отдельный
рассказ. Ее, так же, как и другие сольные оперные номера -- ариозо,
|
|