|
Иногда автором либретто становится сам композитор. Так Александр
Порфирьевич Бородин на основе великого памятника древнерусской поэзии
<<Слова о полку Игореве>> создал либретто своей оперы <<Князь Игорь>>. Сам
написал либретто для <<Бориса Годунова>> и <<Хованщины>> Модест Петрович
Мусоргский, а в наше время эту традицию продолжил Р. К. Щедрин, который
является не только автором музыки, но и автором либретто оперы <<Мертвые
души>>.
История музыки знает случаи, когда в качестве либретто композитор избирает
законченное драматическое произведение. Таков, например, <<Каменный гость>>
Даргомыжского, написанный на неизмененный текст маленькой трагедии Пушкина.
ЛИРА. Знаете ли вы, какова эмблема музыкального искусства? Издавна ее
привыкли изображать в виде изящного инструмента: фигурная изогнутая рама,
скрепленная сверху перекладиной, к которой тянутся струны. Это лира,
струнный щипковый инструмент, известный еще в Древней Греции и Египте. Лиру
держали левой рукой, а в правой был плектр, которым извлекали звуки.
Лира -- прародительница многих других струнных инструментов, но до нашего
времени она дожила лишь в своих изображениях. Название же это было
распространено на Украине и в Белоруссии, начиная с XVII века, но
относилось к другому инструменту.
Крестьянская или колесная лира -- небольшой клавишный инструмент.
Исполнитель одной рукой нажимал клавиши, играя мелодию, а другой крутил
колесико, которое, задевая струны, создавало неизменный аккомпанемент. С
колесными лирами бродили по дорогам странствующие, часто слепые, музыканты
-- лирники.
ЛИТАВРЫ. У многих народов издавна известны инструменты, состоящие из
полого сосуда, отверстие которого затянуто кожей. Такие инструменты
встречаются в Индии, в Африке, в Китае, у славянских народов. Именно от них
произошли современные литавры, занимающие почетное место среди ударных
инструментов симфонического оркестра.
Литавры появились в оркестре первыми из ударных, еще в XVII веке. Это
большие медные котлы, верх которых затянут кожей. С помощью винтов
натяжение кожи можно изменять, и тогда звук становится выше или ниже.
Играют на литаврах палочками, обтянутыми войлоком. Каждая литавра может
издавать только один звук, -- тот, на который ее настроили. Перестраивать
литавру долго и сложно. Поэтому в оркестре бывает две или три литавры
разных размеров с разной настройкой. Современные композиторы используют
четыре, иногда даже пять литавр.
Звучность литавр может быть очень разнообразной: от подражания раскатам
грома до тихого, еле уловимого шороха или гула. Отдельные удары литавр
поддерживают низкие, басовые голоса оркестра. А иногда литаврам поручают
даже мелодии, конечно, несложные, состоящие из трех-четырех звуков.
ЛОЖКИ. Кажется, нечего этому слову делать в музыкальном словаре. Тем не
менее, попал он сюда по праву. Это русский народный музыкальный инструмент,
похожий, в сущности, на кастаньеты. Он состоит из двух обычных деревянных
ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами, и получается четкий,
звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики.
Применяют их в оркестрах народных инструментов. А иногда организуют и
самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей.
ЛЮТНЯ. <<Самый важный и самый интересный в музыкально-историческом
отношении инструмент>>, -- так говорят о лютне многие музыканты,
интересующиеся историей музыкальных инструментов.
Лютня была распространена во всем древнем мире -- в Месопотамии, Индии и
Китае, в Египте и Ассирии, в Древней Греции и Риме, у персов и арабов.
Арабы считали лютню самым совершенным из всех музыкальных инструментов и
называли ее королевой инструментов. Именно через арабов лютня попала в
Европу: она появилась в Испании в VIII веке, когда ее завоевали мавры. С
течением времени из Испании лютня проникла в Италию, Францию, Германию и
другие страны. Много веков продолжалось ее господство в музыкальной жизни.
В XV -- XVII веках она звучала повсюду. Использовали ее и как сольный
инструмент, и для сопровождения. Лютни больших размеров звучали в ансамблях
и даже в оркестрах.
Постепенно ей пришлось уступить свое место смычковым инструментам: они
обладали более мощным и ярким звуком. А в домашнем музицировании лютню
вытеснила гитара.
Если вы когда-нибудь видели репродукцию картины Караваджо <<Лютнист>>, то
|
|