|
представляете себе, как выглядит этот инструмент. Корпус, напоминающий
половину дыни или панцырь черепахи, довольно большой по размеру, широкий
гриф с колками для натяжения струн. Нижняя дека, то есть выпуклая часть
корпуса, для красоты часто проложена кусочками черного дерева или слоновой
кости. Посередине верхней деки -- вырез, сделанный в виде красивой звезды
или розы. У больших, так называемых архилютен, таких вырезов-роз было три.
Количество струн на лютне бывало разным, от шести до шестнадцати, причем
все они, кроме двух самых высоких, были удвоенными в унисон или октаву.
Играли на лютне сидя, положив ее на левое колено. Правой рукой защипывали
струны, в то время как левая фиксировала их на грифе, удлиняя или
укорачивая.
Несколько десятков лет назад казалось, что лютня -- инструмент. ушедший от
нас безвозвратно. Но в последние годы появился интерес к старинной музыке,
старинным инструментам. Поэтому теперь в концертах ансамблей старинной
музыки вы можете иногда увидеть лютню и ее разновидности -- архилютню и
теорбу.
* М *
МАЖОР -- см. Лад.
МАНДОЛИНА. Один из многочисленных потомков лютни, мандолина появилась в
Италии в XVII веке, и уже в следующем столетии сделалась самым
распространенным, самым любимым народным инструментом. Постепенно она стала
популярна и в других странах.
Мандолина -- это и сольный, и аккомпанирующий, и ансамблевый инструмент.
Существуют оркестры мандолин разных размеров. Оркестры эти, в которые
иногда включаются гитары, носят название неаполитанских. Бывают случаи,
когда мандолина включается даже в оперный и симфонический оркестры.
По форме мандолина очень похожа на лютню. На ее восьми струнах, настроенных
попарно, играют медиатором.
МАНДОЛИНА
МАРШ. Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский очень любит детей. Для
них, кроме музыки, он пишет книги. Книги, которые помогают понять музыку,
почувствовать себя свободно в ее увлекательном мире. Одна из книг
Кабалевского называется <<Про трех китов и про многое другое>>. О третьем
из китов, на которых, по мысли автора, держится музыка, в книге рассказано
так:
<<Вот физкультурники перед началом соревнований идут по стадиону в легких
спортивных костюмах, с огромными развевающимися по ветру знаменами --
белыми, голубыми, зелеными, красными...
Вот идет по улице воинская часть. Четко держат солдаты шаг. Идут, как один,
твердой, бодрой походкой... А впереди -- украшенный конскими хвостами и
колокольчиками -- бунчук, который, двигаясь перед глазами музыкантов то
вверх, то вниз в такт музыке, заменяет в походе дирижерскую палочку...
А вот совсем маленькие ребятишки -- дошкольники ходят по большой комнате,
вооружившись красными флажками. Вид у них такой торжественный, будто они
участвуют в самом <<взаправдашнем>> первомайском параде. А за пианино сидит
их воспитательница...
Вы, конечно, уже приготовили свой ответ. Мне даже кажется, будто все
вместе, по-военному четко и стройно, вы сейчас отчеканите это короткое и
само по себе чеканное слово: марш!>>
А через несколько страниц Кабалевский продолжает: <<... Еще совсем
маленькие октябрята очень любят маршировать под музыку -- не меньше, чем
песни петь и пляски какие-нибудь отплясывать. А уж о пионерах и говорить
нечего -- горн и барабан, играющие марш, так же дороги им, как и алый
галстук на груди.
С маршами -- бодрыми походными, веселыми, праздничными, а порой, увы,
печальными, траурными -- связаны многие, очень многие события в жизни
каждого человека, в жизни огромных масс людей>>.
Что же такое марш? Французское marche означает в переводе -- ходьба. В
музыке так называются пьесы, написанные в четком, энергичном ритме, под
который удобно идти в строю. Хотя марши отличаются друг от друга мелодией,
характером и содержанием, объединяет их одно: марш пишется всегда в четном
размере -- на две или четыре четверти, чтобы идущие не сбивались с ноги.
Правда, бывают редкие исключения из этого правила. Песня А. В. Александрова
|
|