|
же девизом, сообщает свою фамилию. Вскрываются эти конверты только после
того, как конкурс проведен. Такой порядок введен, чтобы обеспечить полную
беспристрастность жюри, чтобы все участники находились в равном положении,
и громкое имя автора того или иного произведения никак не влияло на тех,
кто должен оценить представленные сочинения.
Значительно большее распространение имеют другие конкурсы -- исполнителей.
Они проводятся в форме открытых концертов в несколько туров. В первом туре
участвуют все, пожелавшие принять участие в конкурсе. Ко второму туру
допускается лишь часть наиболее интересных участников. На нем идет еще
более строгий отбор. Остается несколько самых ярких, самых талантливых. На
третьем туре между ними по системе баллов происходит распределение мест:
победителя, лауреатов, дипломантов. Лауреатами называются те, кто
награждены премиями, дипломантами -- получившие почетные дипломы.
Есть много традиционных, то есть регулярно проводимых конкурсов. Например,
конкурс Маргариты Лонг и Жака Тибо во Франции: в нем принимают участие
пианисты и скрипачи в память выдающихся музыкантов пианистки Лонг и
скрипача Тибо. Или конкурс имени Фридерика Шопена в Варшаве -- для
пианистов. Но самый представительный, самый ответственный и почетный,
безусловно, конкурс имени П. И. Чайковского, который проводится каждые
четыре года в Москве. Первый конкурс имени П. И. Чайковского состоялся в
1958 году. Его победителями стали американский пианист Ван Клиберн и
советский скрипач Валерий Климов. Теперь в этом конкурсе принимают участие
не только пианисты и скрипачи, но и виолончелисты и певцы.
КОНСЕРВАТОРИЯ. В 1537 году в Неаполе открылся приют для сирот и
беспризорных. В нем детей кормили, одевали и обучали различным ремеслам, а
также пению: многочисленным храмам Италии требовалось множество певчих для
церковных хоров.
Это заведение, которое на русском языке принято называть приютом,
по-итальянски определялось словом conservatorio от латинского слова
conservare -- охранять, сохранять.
На протяжении XVI и XVII веков в Италии было открыто много таких приютов.
Постепенно преподавание музыки стало занимать в них основное место, и
название консерватория, потеряв свой первоначальный смысл, стало означать
музыкальное учебное заведение.
В нашей стране первая консерватория открылась в 1862 году в Петербурге. Ее
основателем был Антон Григорьевич Рубинштейн -- прекрасный композитор и
пианист, выдающийся неутомимый пропагандист музыкальной культуры,
музыкальных знаний.
Одним из первых учеников Петербургской консерватории стал Петр Ильич
Чайковский. По окончании ее он был приглашен в качестве профессора в
основанную в 1866 году Московскую консерваторию. Оба этих старейших
музыкальных учебных заведения дали России много превосходных музыкантов
различных специальностей.
До Великой Октябрьской социалистической революции в консерватории принимали
учеников разного возраста. Рядом с бородатыми молодыми людьми можно было
встретить мальчиков в коротких штанишках, девочек с косичками. Например, на
одном курсе уже в начале XX века учились гениально одаренный мальчик Сережа
Прокофьев и успевший получить специальность военного инженера Николай
Яковлевич Мясковский, впоследствии один из крупнейших советских
композиторов-симфонистов.
Для поступления в консерваторию тогда требовалось наличие музыкальной
одаренности и, разумеется, определенный уровень профессиональной
подготовки. Взрослые ученики (студентами их тогда не называли) часто
совмещали музыкальные занятия с обучением в университете или службой. Для
младших существовали так называемые научные классы, в которых ученики
получали общее образование, примерно такое же, какое давала гимназия.
Это положение сохранялось и некоторое время после революции. Так, Дмитрий
Дмитриевич Шостакович поступил в консерваторию в 1919 году, когда ему было
всего тринадцать лет. Однако уже в середине 20-х годов система обучения в
консерваториях изменилась. С тех пор и поныне консерватория -- высшее
музыкальное учебное заведение, куда принимают лишь тех, кто имеет среднее
образование.
Выпускают консерватории музыкантов-инструменталистов, певцов, дирижеров, а
также композиторов и музыковедов. Срок обучения на любом из факультетов --
пять лет. Наиболее одаренные студенты, имеющие склонность к
научно-творческой деятельности, остаются в аспирантуре, которая имеется при
нескольких крупнейших консерваториях Советского Союза. А всего их в нашей
стране -- более двадцати пяти.
|
|