|
фантастический колорит.
КОЛОРАТУРА. По-итальянски <> -- значит украшение. Украшения в
музыке -- это виртуозные пассажи, трели и другие похожие на них
<<музыкальные орнаменты>>, которые расцвечивают основную мелодию арии или
-- реже -- романса.
Как правило, колоратуры встречаются в произведениях, написанных для самого
высокого, легкого и подвижного женского голоса -- колоратурного сопрано.
Так, все вы, наверное, не раз слышали арию Царицы ночи из оперы Моцарта
<<Волшебная флейта>> или арию Антониды из оперы Глинки <<Иван Сусанин>>. Но
бывают колоратуры и в произведениях, написанных для других голосов.
Например, ария дона Базилио <<Клевета>> в опере Россини <<Севильский
цирюльник>> написана для баса, но богато <<изукрашена>> колоратурами.
Особенно характерны колоратуры для опер итальянских композиторов.
Итальянские певцы издавна славились своей виртуозностью, и с самых давних
времен в итальянской музыке сложилась традиция расцвечивать вокальную
музыку разными украшениями. В XIX веке эта традиция отчасти сказалась и в
сочинениях композиторов других стран,
Встречаются колоратуры и в русской музыке. Вспомните арию Людмилы из оперы
Глинки <<Руслан и Людмила>>. В партии Снегурочки в опере Римского-Корсакова
колоратурные пассажи подчеркивают холодность, фантастическое происхождение
дочери Мороза и Весны. А в романсе Алябьева <<Соловей>> колоратура
подражает птичьим трелям.
КОЛОРАТУРНОЕ СОПРАНО -- см. Сопрано и Колоратура.
КОМПОЗИТОР. Было время, когда этим словом называли любого, кто занимался
композицией, к какой бы области искусства это ни относилось. Ведь латинское
composito означает -- сочинение, составление. Термин compositor можно
перевести как сочинитель, составитель и отнести его к чему угодно, даже к
составлению (композиции!) изящных букетов.
Однако уже начиная с XVI века этот термин все чаще стал употребляться в
смысле <<сочинитель музыки>> (сначала говорили, как правило, <<композитор
музыки>>). Сейчас у него имеется только одно это значение.
Очень трудно стать настоящим композитором. Для этого нужно посвятить всю
свою жизнь музыке: с детства учиться играть на рояле, хорошо знать все
музыкальные науки -- теорию музыки, гармонию, полифонию, оркестровку,
историю музыкального искусства. Нужно изучить произведения всех крупных
композиторов прошлого и современности, понять особенности их творчества;
изучить особенности звучания всех музыкальных инструментов. Только тогда
можно сочинять настоящую хорошую музыку. Разумеется, если есть творческое
дарование.
Те, кто хочет стать композитором, учатся в музыкальном училище и в
консерватории на теоретико-композиторском факультете.
КОМУЗ. Это самый известный, самый распространенный среди киргизских
народных инструментов. И внешне и по звучанию он напоминает домру. У него
грушевидный корпус с длинным грифом. Струн у него, как и у домры, три. Две
крайние бывают настроены в унисон или октаву, а средняя -- всегда на квинту
или кварту выше. На средней и исполняется мелодия, крайние же служат для
аккомпанемента. Таким образом, комуз -- многоголосный инструмент.
Исполняют на комузе кюи -- инструментальные пьесы, связанные по содержанию
с киргизскими легендами и преданиями. Используется комуз и как
аккомпанирующий инструмент.
КОМУЗ
КОНКУРС. Это слово, без сомнения, всем хорошо знакомо. Широко
распространены конкурсные экзамены, притом не только в вузы, но и, скажем,
в музыкальные школы. Вам, наверное, приходилось слышать: <<Там большой
конкурс -- десять человек на место>> или, напротив: <<В этом году конкурса
почти нет -- полтора человека!>> А вместе с тем, и совсем другое:
<<Выступает лауреат международных конкурсов>>, <<...победитель всесоюзного
конкурса...>>.
Латинское слово <> означает столкновение. В музыке, вообще в
искусстве, так называют творческое соревнование. Бывают конкурсы среди
композиторов -- например, на лучшую комсомольскую песню, на лучшее
произведение к важной юбилейной дате. Такие конкурсы проводятся под
девизами: жюри не знает участников. Ноты присылаются в конвертах, на
которых каждый пишет свой девиз, а в других, маленьких конвертах, под тем
|
|