Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Л.В.Михеева - Музыкальный словарь в рассказах
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-
 
каденции к своим концертам. Вслед за ним так стали поступать и другие
композиторы. И каденция приобрела более органичный характер, стала лучше
сливаться с формой всего сочинения.

У слова <<каденция>> (от латинского cadere произошли итальянское cadenza и
французское cadence, что означает окончание) есть и другое значение: это
заключительный гармонический и мелодический оборот, завершающий небольшой
музыкальный эпизод, придающий ему законченность. В этом смысле чаще
употребляется слово каданс, то есть французский вариант термина.

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА. В старину, когда не было концертных залов, филармоний,
инструментальная музыка и небольшие вокальные произведения исполнялись, в
основном, в домах любителей музыки. Собирались несколько друзей-музыкантов,
расставляли подставки для нот -- пульты, вынимали из чехлов и футляров
скрипки, альты, виолончели, а иногда и флейты и гобои, кто-то садился за
клавесин, и начинался домашний концерт. Звучали сонаты, трио, квартеты.
Иногда кто-нибудь пел под аккомпанемент клавесина или других инструментов.
Среди слушателей обычно было лишь несколько человек родственников и
знакомых.

Музицировали таким образом и в скромных домиках ремесленников, и в
аристократических салонах. Отсюда-то и пошло выражение -- камерная музыка
(camera по-итальянски -- комната), то есть музыка, предназначенная для
исполнения не в большом зале театра или в церкви, а в комнате, музыка
домашняя.

Понятно, что в комнате нельзя было играть симфонии, исполнять оперы или
оратории. Поэтому камерными называли произведения, написанные для
небольшого числа исполнителей -- сольные инструментальные пьесы, дуэты,
трио, квартеты, песни и романсы, которые можно было исполнить в домашних
условиях. И хотя со временем камерная музыка вышла из гостиных в концертные
залы, старое название ее сохранилось. Впрочем, и сейчас ее стараются
исполнять не в больших концертных залах, где обычно звучат симфонии и
оратории, а в меньших по размеру камерных залах.

КАМЕРТОН. Как проверить, правильно ли настроены фортепиано, скрипка,
виолончель? Как показать хору, поющему многоголосное произведение без
сопровождения, а капелла, звуки, с которых он должен начать петь? Для этого
существует специальный прибор -- камертон.

Иногда камертон сделан из металла в виде изогнутой пластинки. На месте
изгиба есть рукоятка с шариком на конце. Если легонько ударить по камертону
каким-нибудь твердым предметом, то свободные концы начинают дрожать --
вибрировать -- и слышится звук.


КАМЕРТОН

Другой вид камертона -- маленькая трубочка, которaя издаeт звук если в нее
подуть. Обычно камертоны делаются так что они издают звук ля первой октавы.
Однако имеются камертоны, настроенные и на другие звуки.

Зная совершенно точно, как звучит одна нота, можно правильно настроить и
все остальные. Поэтому камертон очень нужен многим -- настройщикам роялей и
скрипачам, певцам, поющим без аккомпанемента, и дирижерам хоров.

КАНОН. По-гречески канон значит правило, образец. В жизни нам довольно
часто встречается это слово. Мы говорим: <<По строгим канонам...>>. Или
употребляем понятие канонический в смысле образцовый, подчиняющийся самым
строгим правилам. В музыке значение этого термина значительно уже. Так
называется многоголосная пьеса, в которой все голоса исполняют одну и ту же
мелодию, но не вместе, а вступая поочередно, иногда от одного и того же
звука, иногда -- от разных. Собственно говоря, канон -- это музыкальная
пьеса или ее эпизод, построенный на непрерывно проводимой имитации. Пример
такого эпизода -- дуэт Ленского и Онегина в сцене дуэли в опере Чайковского
<<Евгений Онегин>>. Еще недавно неразлучные друзья, они стоят один против
другого с пистолетами в руках. Мысли их одинаковы (<<Враги! Давно ли друг
от друга нас жажда крови отвела?>>), поэтому мелодия одна и та же; но они
уже не вместе, они противники -- и поэтому их мелодии не совпадают по
времени, звучат каждая сама по себе. Так тонко, психологически обоснованно
использовал композитор старинную полифоническую форму,

Особая разновидность канона -- бесконечный канон. Мелодия в нем может
повторяться сколько угодно раз, переходя от окончания вновь к началу.

КАНТАТА -- см. Оратория.

КАНТЕЛЕ -- см. Гусли.

КАНТИЛЕНА. Так, от латинского cantilena -- распевное пение -- называется
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-