|
широкая, свободно льющаяся мелодия. Прекрасные образцы кантилены есть в
операх Глинки, Чайковского, в операх и ораториях Прокофьева и Шостаковича,
в произведениях итальянских композиторов. Можно назвать этим словом и
многие русские народные песни.
КАПЕЛЛА. Всем любителям музыки хорошо известны такие хоровые коллективы,
как Ленинградская академическая капелла им. М. И. Глинки, Республиканская
хоровая капелла им. А. А. Юрлова. Однако слово капелла -- cappella -- в
переводе с итальянского означает <<часовня>>. Какое же отношение имеет
часовня к хору?
В католических храмах вот уже много веков богослужение сопровождается
музыкой. В соборах и крупных церквах издавна сооружались органы. Органисты
импровизировали, сопровождали своей игрой пение хора, и богослужение
получалось очень торжественным, производило сильное впечатление на
молящихся. А ведь это и нужно было церковникам. Но в маленьких церквах,
часовнях, органов не было. Хору там приходилось петь без сопровождения.
Поэтому со временем пение без инструментального аккомпанемента и стали
называть: <<как в часовне>>. По-итальянски -- a cappella. А самый хор стали
называть капеллой.
Теперь это слово расширило свое значение. Им иногда называют не только
хоровой, но и инструментальный коллектив. Например, Капелла бандуристов
Украинской ССР.
КАПЕЛЬМЕЙСТЕР. В XVIII веке крупные аристократы часто заводили у себя
целый штат музыкантов -- оркестр, хор, солистов-певцов. Такой штат тоже
стал называться капеллой (см. о капелле предыдущий рассказ), а его
руководитель -- капельмейстером. Например, композитор Гайдн больше тридцати
лет прослужил капельмейстером в капелле князя Эстергази.
Первоначально обязанности капельмейстера были очень разнообразны. Он должен
был не только руководить всеми музыкантами, подбирать репертуар и сочинять
музыку, но и следить за состоянием музыкальных инструментов, за нотной
библиотекой, давать уроки пения, в общем заниматься всем, что соблаговолит
поручить ему господин.
Со временем у капельмейстера остались преимущественно дирижерские
обязанности. Еще позднее руководителя симфонического оркестра
капельмейстером называть перестали: этот термин относился до недавнего
времени только к дирижерам военного духового оркестра. Теперь же это звание
совсем вышло из употребления.
КАПРИЧЧИО. Итальянское слово <> означает каприз, прихоть. В
музыке оно или его производные встречаются довольно часто: так называют
пьесы, свободные по построению, капризного, изменчивого характера. Таково,
например, Итальянское каприччио Чайковского, написанное под впечатлением
его поездки в Италию. В этом оркестровом каприччио использованы
разнообразные народные напевы и ритмы, благодаря которым создается
красочная картина веселого итальянского карнавала.
Иногда употребляют не итальянскую, а французскую форму этого термина --
каприс (caprice). Широко известны скрипичные каприсы Паганини --
виртуозные, причудливые пьесы. Могли вы слышать и Вальс-каприс Рубинштейна,
написанный для фортепиано, но звучащий часто в оркестровом варианте.
КАСТАНЬЕТЫ. Этот своеобразный музыкальный инструмент ведет свое
происхождение из Испании. Под задорное щелканье кастаньет пляшут испанцы
болеро, сегедилью, хоту.
Кастаньеты принадлежат к числу ударных инструментов симфонического
оркестра. Применяют их довольно часто, как правило, в танцевальных
эпизодах: в испанских увертюрах Глинки <<Арагонская хота>> и <<Ночь в
Мадриде>>, в испанских танцах из балетов Чайковского и Глазунова. В опере
Бизе <<Кармен>> во втором акте героиня танцует под кастаньеты, которыми она
выстукивает замысловатый ритм.
Настоящие испанские кастаньеты делаются из дерева твердых пород -- черного
дерева, самшита, кокосовой пальмы. По форме они напоминают раковины и
соединены попарно шнурком, который стягивается вокруг большого пальца.
Техника игры на кастаньетах довольно сложна. Испанские танцовщики учились
ей с детства.
В оркестре применяется упрощенная разновидность кастаньет: две пары
деревянных раковин, насаженных на концы рукоятки.
КВАРТЕТ.
Проказница Мартышка,
Осел,
|
|