|
распространены и в драматическом, и в оперном театре.
Из интермедий возник целый жанр -- комическая опера которая первоначально
не ставилась самостоятельно, а звучала в антрактах между действиями
серьезного спектакля, так называемой оперы-сериа.
Есть у слова интермедия еще одно значение. Так называется часть
полифонической пьесы -- фуги -- между двумя соседними проведениями темы.
Этому значению близок по смыслу другой термин: интерлюдия (по-латыни inter
-- между, ludus -- игра), которым называют также музыкальный отрывок или
небольшую пьесу, являющуюся своего рода связкой между двумя частями более
крупного произведения.
Еще один родственный термин -- интермеццо, происходящий от итальянского
intermezzo -- пауза, антракт. Так называется пьеса промежуточного значения,
находящаяся в циклических -- многочастных -- произведениях между другими,
более значительными. Ее роль -- оттенять их по характеру и настроению.
Иногда композиторы дают название интермеццо и самостоятельным пьесам, не
очень значительным по содержанию.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. Пианист играл одну из последних мазурок Шопена. В ней были
изящество, пленительная легкость. Под пальцами музыканта возникала
очаровательная миниатюра, которой хотелось любоваться без конца. А через
несколько дней ту же мазурку исполнил другой пианист. Звучали те же ноты,
но что это?.. Воспринималась она совсем ло-другому. В ней слышались грусть,
мечтательность, неясные надежды...
Не будем сейчас выяснять, кто из музыкантов более верно понял мазурку.
Главное вот что: содержание каждого музыкального произведения настолько
обширно и многогранно, в нем заложено столько разнообразных возможностей,
что каждый исполнитель играет его по-своему. Он может подчеркнуть грацию
или мечтательность, сыграть строже или свободнее, выделить исполнением
основную мелодию или окружить ее мельчайшими мотивами-подголосками
аккомпанемента... Может по-своему расставить смысловые акценты, что-то
выделить динамически, где-то немножко ускорить или замедлить темп, и музыка
зазвучит совсем иначе.
Толкование музыкального произведения исполнителем и называется
интерпретацией (латинское interpretatio -- объяснение, толкование),
трактовкой. Но нельзя думать, будто исполнитель играет, не считаясь с
замыслом композитора, с указаниями, сделанными в нотах. Целью интерпретации
должно быть верное раскрытие замысла произведения. Исполнитель -- пианист,
дирижер, скрипач, певец -- стремится передать слушателям те чувства и
мысли, которые вложил в свою музыку композитор.
ИНТРОДУКЦИЯ. Наверное, нет такого любителя музыки, который не слышал бы
произведения для скрипки, называемого длинно и необычно: Интродукция и
Рондо каприччиозо. Автор его -- французский композитор Сен-Санс. Помните,
начинается оно довольно медленной, свободной мелодией, а после небольшого
вступительного раздела следует быстрая, прихотливая <<капризная>> музыка. О
том, что означают слова рондо и каприччио, вы можете прочесть в посвященных
им рассказах. Ну а латинское слово introductio означает вступление. В
музыкальных произведениях так называется вступительный эпизод, по большей
части медленный, предваряющий вступление основных музыкальных тем. Бывают
интродукции перед оперным действием, частью кантаты или оратории. А Михаил
Иванович Глинка назвал интродукциями начальные сцены своих опер <<Иван
Сусанин>> и <<Руслан и Людмила>>, те сцены, в которых еще не начинается
действие, а дается своего рода предисловие -- широко, крупными мазками
написанная картина к событиям, которые развернутся в дальнейшем.
* К *
КАВАТИНА -- см. Ария.
КАДЕНЦИЯ. Если вам придется слушать -- в концертном зале или по
телевизору -- концерт для фортепиано, скрипки или виолончели с оркестром,
обратите внимание на конец его первой части. Звучит реприза (что это такое,
объясняется в рассказе о сонате). Слышатся те музыкальные темы, на которых
композитор построил первую часть. То сочетаются, то противостоят друг другу
оркестр и солирующий инструмент. Вот, кажется, уже совсем скоро
завершение... Но дирижер вдруг опускает палочку. Оркестр умолкает, и
начинается виртуозное соло. Это своего рода фантазия на темы концерта.
Сольный инструмент проявляет в ней все свои возможности. И быстрые пассажи,
и мощные аккорды, и певучие и энергичные мелодии сменяют одна другую. К
заключительному аккорду каденции присоединяется, по знаку дирижера,
оркестр, и уже вместе все музыканты завершают часть.
Когда-то, в XVIII веке, композиторы не сочиняли каденций. Каждый солист
импровизировал ее во время исполнения. Бетховен первый стал сочинять
|
|