Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Л.В.Михеева - Музыкальный словарь в рассказах
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-
 
для другого состава инструментов. Так, часто исполняются в концертах
оркестровые переложения Венгерских рапсодий Листа. А ведь композитор писал
их для фортепиано. Существуют оркестровые переложения <<Картинок с
выставки>> Мусоргского, фортепианной фантазии Балакирева <<Исламей>> и
множества других сочинений.

Термин <<инструментовка>> имеет еще одно значение. Так называется учебная
дисциплина, которую изучают в консерваториях. Студентов -- композиторов и
музыковедов -- учат инструментовать музыку, объясняют особенности каждого
инструмента, законы их сочетания. Показывают, какие тембры хорошо
сливаются, сочетаются друг с другом, а какие соединять не рекомендуется.
Как распределить между разными инструментами звучность, чтобы все хорошо
прослушивалось, чтобы одни инструменты не заглушали другие.

ИНТЕРВАЛ. Общепринятое значение слова интервал безусловно известно всем.
Как указывает латинский <<прародитель>> слова -- intervallum -- это
промежуток, расстояние. Мы часто встречаемся с ним в повседневной жизни.
Например, на остановке автобуса написано: <<Интервал в часы пик пять
минут>>.

В музыке интервал -- тоже расстояние. Но не во времени, а в высоте звуков.
Подойдите к роялю или пианино, которое наверное стоит у вас в школе, Доме
пионеров или клубе. Нажмите клавишу. Зазвучит какая-то нота. Повторите ее.
В музыке это тоже считается интервалом -- самым маленьким из всех
возможных. Называется он прима (по-латыни prima -- первая). Если нажать две
расположенные рядом белые клавиши, получится следующий по величине интервал
-- секунда (secunda -- вторая).

Посмотрите внимательно на клавиатуру: между белыми клавишами в определенном
порядке расположились черные. Кое-где две белые находятся рядом, а кое-где
черная отделяет две белые друг от друга. Если между нажатыми вами белыми
клавишами черной не оказалось, то расстояние между звучащими нотами --
полтона. Эта секунда называется малой. Если же черная клавиша между ними
есть, то расстояние между двумя звуками вдвое больше -- два полутона или
целый тон. Эта секунда называется большой.

Если нажать клавиши через одну белую (тогда между ними окажутся еще и одна
или две черных), то зазвучит красивый, благозвучный интервал терция (tertia
-- третья). В зависимости от расстояния в полтора или два тона (теперь уже
вы сами можете это подсчитать) терция получится малая или большая. Именно
по терциям часто располагаются звуки в аккордах.

Следующие интервалы называются кварта (четвертая), квинта (пятая), секста
(шестая), септима (седьмая), октава (восьмая). Октава -- очень важный
интервал. Существует октавная периодичность звуков. Восьмой повторяет
первый, но звучит октавой выше. Поэтому и названий звуков всего семь -- до,
ре, ми, фа. соль. ля, си,.. а дальше снова до, ре...

Нижний звук каждом интервале называется основанием, верхний -- вершиной.
Как вы уже заметили, интервалы отличаются один от другого не только своей
шириной (она определяется названием), но и качеством (то есть, какой он).
Некоторые интервалы бывают большие или малые, другие -- чистые, уменьшенные
и увеличенные. Впрочем, увеличенными могут быть все интервалы без
исключения, а уменьшенными все, кроме примы, которой уменьшаться некуда.

Существуют интервалы и больше октавы. Они называются составными: это,
например, нона (секунда через октаву), децима (терция через октаву) и др.

Звуки, составляющие интервал, могут быть взяты последовательно, один за
другим. Тогда получается мелодический интервал. Если же извлечь оба звука
одновременно, получится гармонический интервал.

ИНТЕРМЕДИЯ. Случалось вам в театре или по телевизору познакомиться с
оперой Чайковского <<Пиковая дама>>? Если да, то вы, верно, помните третью
картину оперы Прием в богатом петербургском доме. Ждут самых знатных, самых
высоких гостей. Среди приглашенных -- и главные герои оперы: графиня с
внучкой Лизой, жених Лизы Елецкий, Герман, Развивается действие оперы,
происходят какие-то события, непосредственно с ним связанные, и вдруг...
<<Хозяин просит дорогих гостей прослушать пастораль под титлом
<<Искренность пастушки>>, -- слышите вы. И начинается прелестная пастораль,
своего рода спектакль в спектакле: очаровательная пастушка отвергает богача
Златогора ради своего милого дружка, пастушка Миловзора. Пастораль изящная
сценка в стиле XVIII века, персонажи которой воспринимаются как ожившие
фарфоровые фигурки, останавливает основное действие оперы, на время
отвлекает от него. Тем напряженнее оно развернется в следующих картинах.


Это и есть интермедия (латинское слово <> означает находящаяся
посередине), то есть вставная пьеса, исполняемая во время перерыва в
основном театральном представлении. Когда-то такие интермедии были широко
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-