Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Л.В.Михеева - Музыкальный словарь в рассказах
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-
 
просто Анданте фа мажор -- по тональности, в которой оно звучит) стало
исполняться как отдельное, самостоятельное произведение. Существуют и
другие пьесы, называемые просто <<Анданте>>. Авторы дают им такое название,
когда непрограммная пьеса написана в темпе анданте.

АНСАМБЛЬ. <<Выступает Дважды Краснознаменный ансамбль песни и пляски
Советской армии... Танцевальный ансамбль <<Березка>>... Ансамбль скрипачей
Большого театра...>> Такое вы, наверное, слышали не раз. Но говорят и так:
<<Ансамбль из оперы <<Пиковая дама>>. <<Я люблю камерно-инструментальные
ансамбли больше других музыкальных жанров>>. Или: <<У этих исполнителей
прекрасный ансамбль...>> И в каждом случае слово ансамбль имеет другое
значение.

Ансамбль -- от французского ensemble (вместе) -- означает совместное
исполнение. Это наиболее общее понятие. Прежде всего, оно подразумевает
наличие музыки, написанной для совместного исполнения.

В соответствии с количеством исполнителей, ансамбль называется дуэтом (для
двух исполнителей), трио или терцетом (для трех), квартетом (для четырех,
см. об этом специальный рассказ), квинтетом и т. д. Ансамбли могут быть
вокальными или инструментальными. Последние всегда относятся к области
камерной музыки, первые же, чаще всего, являются эпизодами оперного
спектакля. Например, опера <<Евгений Онегин>> Чайковского начинается
ансамблем: звучит дуэт Татьяны и Ольги за сценой, а на сцене, перед
зрителями, беседуют Ларина и няня. В целом образуется квартет --
одновременное пение четырех действующих лиц.

Ансамблем называется не только произведение, написанное для нескольких
инструментов, но и состав исполнителей, которым оно предназначено. Многие
ансамбли имеют строго определенное количество участников. Например,
вокальные или фортепианные дуэты, инструментальные трио или квартеты. Один
из самых известных наших ансамблей такого рода -- Квартет имени Л.
Бетховена. Нередко ансамблем называют объединение исполнителей на разных
инструментах, певцов, танцоров. За последние годы большое распространение
получили вокально-инструментальные ансамбли, исполняющие эстрадную музыку.

И, наконец, слово ансамбль имеет еще одно значение. Представьте себе, что
певица с нежным серебристым голосом поет изящный романс, а пианист, который
ей аккомпанирует, играет слишком громко и тяжеловесно. О таком исполнении
можно сказать, что у певицы и пианиста очень плохой ансамбль, а вернее, его
вовсе нет. Зато какое высокое наслаждение испытываешь, слушая, как голос и
рояль словно сливаются в единое целое и аккомпанемент естественно
продолжает, <<договаривает>>, когда умолкает певец, и даже тембр рояля
оказывается похожим на теплый, наполненный глубоким чувством человеческий
голос. Тогда хочется воскликнуть: <<Какой чудесный ансамбль!>> Именно
такой, совершенно неповторимый, уникальный ансамбль слышали те любители
музыки, кому посчастливилось попасть на концерты выступавших вместе
немецкого певца Дитриха Фишера-Дискау и нашего выдающегося пианиста
Святослава Рихтера.

Таким образом, слово ансамбль означает еще и согласованность исполнения,
общность понимания произведения всеми его исполнителями.

АНТРАКТ. Это слово, составленное из французских entre (между) и acte
(акт, действие), означает перерыв между действиями в спектакле, между
отделениями концерта. Однако кроме таких антрактов, во время которых можно
выйти из зала, обменяться впечатлениями, существуют еще музыкальные
антракты. Они-то нас и интересуют.

Представьте себе, что вы находитесь на представлении оперы Н.
Римского-Корсакова <<Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии>>.
Идет первая картина третьего акта. На сцене -- площадь в Великом Китеже.
Собравшийся на ней народ узнает страшную весть: на город надвигается
татарская рать. Княжич Всеволод собирает дружину, чтобы выступить навстречу
врагу.

Опускается занавес. Однако оркестр не умолкает. Он рассказывает, что
произошло дальше.

Настороженны и в то же время зловещи его звучания. Тихо, незаметно, словно
издалека, возникает ритм бешеной скачки. Это мчатся татары, сметая все на
пути. Все ближе они, все громче звучит дикая, зловещая тема... Но
послышалась простая и раздольная мелодия -- песня русской дружины. Вот уже
все сплелось, смешалось в музыке: слышны сразу и неизменный ритм скачки, и
русская песня, и татарская, старающаяся заглушить, <<убить>> ее... И
слушатели понимают: это русская дружина столкнулась с татарским войском,
закипела смертельная схватка.

Отчаянно бились русские, но татар было неисчислимо больше. Все дружинники
остались на поле боя, все пали смертью храбрых, предпочтя гибель рабству.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-