Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Л.В.Михеева - Музыкальный словарь в рассказах
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-
 
АЛЬТ. Быть может, вы знаете, что альтом называется низкий голос девочки
или мальчика. Диапазон его от ля малой октавы до ми-бемоль второй. Самый
низкий женский голос, контральто, раньше тоже назывался альтом. А потом это
название перешло к одному из струнных инструментов. Может быть потому, что
тембр его похож на контральто -- мягкий, грудной, выразительный.

<<Я задумал написать для оркестра ряд сцен, в которых альт соло звучал бы
как более или менее активный персонаж, сохраняющий повсюду присущий ему
характер; я хотел уподобить альт меланхолическому мечтателю в духе <<Чайльд
Гарольда>> Байрона...>> Так писал французский композитор Гектор Берлиоз в
своих мемуарах, вспоминая о возникновении замысла программной симфонии для
альта с оркестром <<Гарольд в Италии>>.

Очень выразительно использовал характер звучания альтов Д. Д. Шостакович в
симфонии <<1905 год>>. После изображения страшной картины <<Кровавого
воскресенья>> (так называется вторая часть симфонии) третья часть --
<<Вечная память>> -- открывается мелодией траурной революционной песни <<Вы
жертвою пали>>, которую медленно и скорбно <<запевают>> альты.

Сейчас альт получает все большее распространение в качестве концертного
инструмента. Музыку для него пишут многие композиторы. Немецкий композитор
Пауль Хиндемит, сам прекрасно игравший на альте, создал для него много
произведений. Быть может самое известное из всех альтовых сочинений --
последнее, написанное Шостаковичем. Это Соната для альта и фортепиано,
посвященная ее первому исполнителю альтисту Федору Серафимовичу Дружинину.

АЛЬТЕРАЦИЯ. Латинское слово alterare означает изменять. В музыкальной
науке альтерацией принято называть повышение или понижение звука, при
котором название его не меняется. Любой звук можно повысить на полтона или
тон, можно понизить на полтона или тон. В нотах это обозначается при помощи
так называемых знаков альтерации. Вот они:

 -- диез -- повышение на полтона;
 -- дубль-диез -- повышение на целый тон;
 -- бемоль -- понижение на полтона;
 -- дубль-бемоль -- понижение на целый тон. Если после альтерированного звука 
должен прозвучать натуральный, пишут знак отказа -- бекар --  (или, если нужно, 
дубль-бекар -- ).

Если альтерированный звук появляется в музыкальном произведении случайно,
однократно (например, ре-диез или фа-диез в до-мажорной пьеске), знак
альтерации ставится непосредственно перед ним и учитывается только до конца
того такта, в котором появился, и только в той октаве, в которой указан. Но
когда в этом же такте далее должен прозвучать неальтерированный звук, перед
ним ставят знак отказа -- бекар.

На первый взгляд может показаться, что знаки альтерации -- это обозначения
черных клавиш фортепианной клавиатуры, тогда как белые клавиши имеют
собственные названия. Но дело обстоит совсем не так просто. Знаки
альтерации обозначают не клавиши, а звуки. И черная клавиша между белыми фа
и соль, в зависимости от тональности, в которой написана исполняемая вами
пьеса, может быть и фа-диезом и соль-бемолем. А в каком-нибудь произведении
(как правило, более сложном, предназначенном не для начинающих музыкантов)
встретятся, например, до-дубль-диез или соль-дубль-бемоль, которые на
фортепианной клавиатуре окажутся равными, соответственно, нотам ре и фа, но
в исполняемой пьесе, по смыслу развертывания мелодии или логике
гармонической структуры, будут именно <<дубль-диезом>> или
<<дубль-бемолем>>.

АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК -- см. Гобой.

АНДАНТЕ. <<Анданте кантабиле>>, <<Анданте фавори>>. Быть может, вам
приходилось когда-нибудь слышать эти слова? Да и в других сочетаниях слово
Анданте наверное встречалось вам. Наряду с аллегро, это один из самых
распространенных в музыке темпов (итальянское слово andante означает
идущий, текущий). Он соответствует по скорости спокойному шагу. В этом
темпе написано много средних, лирических по характеру, частей симфонических
циклов, сонат и квартетов. Так, <<Анданте кантабиле>>, то есть <<Певучее
анданте>> -- это название медленной части квартета Петра Ильича
Чайковского, в основу которой положена русская народная песня <<Сидел
Ваня>>.

<<Анданте фавори>> в переводе означает <<Любимое анданте>>. Это сочинение
Бетховена. Композитор написал его как медленную часть знаменитой сонаты
<<Аппассионаты>>, но когда закончил сонату, убедился, что оно, прекрасное
по музыке, <<не вмещается>> в сонатный цикл, так как получилось слишком
значительным, весомым и очень растягивало и без того большую, глубокую по
содержанию сонату. Поэтому для <<Аппассионаты>> Бетховен сочинил другую
медленную часть, гораздо короче. А <<Анданте фавори>> (иначе его называют
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-