|
Первыми от этого неудобного и для оркестра и для дирижера положения
отказались немецкие композиторы Феликс Мендельсон и Рихард Вагнер.
В начале же XIX века композиторы и дирижеры Карл Мария Вебер, Людвиг Шпор и
другие применили впервые для дирижирования небольшую деревянную палочку.
Сделали они это совершенно независимо друг от друга. Новый способ
дирижирования так понравился, что палочка стала верной помощницей дирижера.
Рассказывают, что когда замечательный русский композитор Александр
Константинович Глазунов приехал в Англию, где должен был дирижировать, то,
не зная английского языка, он выучил всего одну фразу. С ней он и обратился
к оркестрантам: <<Господа, прошу вас сыграть то, что я нарисую концом своей
палочки>>. Сейчас некоторые дирижеры отказываются от палочки.
Дирижер -- это душа оркестра. Так же как, например, различные пианисты,
исполняя одну и ту же пьесу, играют ее по-разному, так и дирижер может
подчеркнуть в произведении его классически ясные или романтически
взволнованные темы, может выделить одни черты и смягчить, затушевать
другие.
Поэтому дирижер должен быть широкообразованным музыкантом: знать историю
музыки, историю других искусств, безукоризненно разбираться в стиле
произведения, свободно ориентироваться в эпохе, в которую оно было создано.
Дирижер должен обладать великолепным слухом, владеть каким-то (а лучше --
какими-то) музыкальным инструментом.
В XX веке всемирно известны такие дирижеры, как Леопольд Стоковский, Артуро
Тосканини, Вилли Ферреро, Герберт фон Караян.
Выдающимися советскими дирижерами были Николай Семенович Голованов и Самуил
Абрамович Самосуд. Советское дирижерское искусство прославили Герой
Социалистического Труда народный артист СССР Евгений Александрович
Мравинский, а в следующих поколениях народные артисты СССР Геннадий
Рождественский и Евгений Светланов.
ДИСКАНТ. Cantus -- по-латыни -- пение. Корень этого слова можно узнать во
многих музыкальных терминах. В России во времена Петра 1. да и позднее,
пели торжественные песни -- канты. В нотах, когда этого требует характер
музыки, пишут -- кантабиле (певуче). Широкую, распевную мелодию называют
кантиленой.
В слове дискант есть еще одна частица, тоже латинская: dis, что означает
расчленение. Дискантом было принято называть партию верхнего голоса в
хоровом произведении. Раньше так называли и голос, ее исполняющий. Потом
высокий голос в хоре стали называть, как и голос солистки, -- сопрано. А
название дискант сохранилось за высоким мальчишеским голосом.
Еще одно значение этого слова более специфично. Дишкантом или подголоском в
донских казачьих, украинских и белорусских песнях до сих пор называют
верхний солирующий голос, который исполняется импровизационно и часто
украшает, различным образом усложняет основную мелодию.
ДИССОНАНС. Французское слово dissonance происходит от латинского dissono
-- <<нестройно звучу>>. Этим музыкальным термином называют такое сочетание
двух или нескольких звуков, которое образует напряженное, острое созвучие.
К диссонирующим интервалам относятся секунды, септимы, все увеличенные и
уменьшенные интервалы (о значении слова интервал можно прочесть в
посвященном ему рассказе). Диссонирующими аккордами являются те, в состав
которых входит хотя бы один диссонирующий интервал.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ. Подойдите к роялю и быстро ударьте пальцем какую-нибудь
клавишу. Ударьте так, чтобы палец отскочил, как мячик. Получится
отрывистый, очень короткий звук. А теперь нажмите клавишу и держите палец
на ней. Звук получится значительно более долгий, постепенно угасающий. Если
вы одновременно нажмете правую педаль, то звук получится совсем длинный.
Даже если палец убрать, он все будет гулко тянуться... Так вы познакомились
с одним из основных свойств звука, которое называется длительностью и
зависит от продолжительности колебания источника звука.
Длительности в музыке обозначаются специальной системой значков. Основное
обозначение -- это целая нота, равная целому такту в четыре четверти. Вот
как она выглядит: . Она делится на более мелкие доли: половинные
или, попросту, половинки ( ); четверти
( ); восьмые (); шестнадцатые
() и так далее. Если восьмые и более мелкие длительности попадаются
по одной, их изображают вот так: . Есть и соответствующие по
длительности значки для пауз-перерывов в звучании. Если длительность ноты
или паузы нужно увеличить в полтора раза, к ней справа приписывают точку.
Например, звук, который должен тянуться три четверти (то есть половину и
четверть) изображается так: ; звук длительностью в три восьмых --
|
|