|
так: . Бывают и особые, <<нечетные>> длительности -- триоли,
квинтоли и т. д., то есть звуки, которых на одну единицу, например,
половину или четверть, приходится, соответственно, по три, пять и т. д. Они
пишутся так: или другим подобным образом.
ДОМБРА. Тридцать лет назад, в начале 50-х годов, археологи производили
раскопки в Средней Азии, в тех местах, где когда-то располагалось древнее
государство Хорезм. Среди других находок им попалось несколько терракотовых
статуэток. Статуэтки изображали музыкантов, которые держали в руках
инструменты. В этих двухструнных щипковых инструментах ученые узнали
предков домбры, и поныне широко распространенной в Киргизии и Казахстане.
Домбра -- родственница русских домры и балалайки. Две ее струны натянуты на
небольшой корпус грушевидной формы и очень длинный гриф, разделенный ладами
(что это такое, посмотрите в рассказе о балалайке). Настроены струны в
кварту или квинту. Звук из них извлекается щипком, ударом кисти или
медиатора.
Игрой на домбре сопровождают свое пение народные сказители - акыны.
ДОМБРА
ДОМИНАНТА. Этим торжественным словом (по-латыни dominus -- господин,
dominantis -- господствующий) называется пятая ступень гаммы. Такое
название она получила потому, что является очень важной, опорной ступенью.
Она расположена на квинту (см. Интервал) выше основного, тонического звука
гаммы и поэтому называется иногда верхней доминантой. А на квинту вниз от
тоники расположена нижняя доминанта, которую обычно называют субдоминанта.
Так же называются и аккорды, построенные на этих ступенях.
Доминанту и субдоминанту условились обозначать латинскими буквами D и S.
Кроме того, их обозначают римскими цифрами V и IV, в соответствии со
ступенями, на которых они расположены.
ДОМРА. Многие из вас, наверное, видели этот струнный щипковый инструмент
с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя -- четырьмя
струнами.
Домра входит в состав оркестра народных инструментов, причем в нескольких
видах -- пикколо, малая, альтовая, басовая и контрабасовая.
ДОМРА
А сто лет назад никто не знал, как выглядит домра. Ни одного инструмента не
существовало в России, и даже рисунков ее не сохранилось: в XVII веке ее
казнили, как преступницу.
В средневековой Руси домра была основным инструментом народных музыкантов и
актеров-скоморохов. Скоморохи ходили по селам, по городам, устраивали
веселые представления. Но они не только веселили народ. В своих шутейных
представлениях они высмеивали пороки и часто затрагивали сильных мира сего.
Позволяли себе шутки, не всегда безобидные, и над христианской религией.
Это вызывало гнев властей, как церковных, так и светских. Начались
преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, а порою и
казнили. Вместе с ними преследовали и домру. И она исчезла.
Лишь в самом конце XIX века руководитель первого оркестра русских народных
инструментов В. В. Андреев, интересовавшийся не только балалайкой, но и
другими русскими народными инструментами, нашел изображение домры и по нему
восстановил инструмент, а потом создал и целое семейство домр, аналогичное
семейству балалаек.
ДУДА (иначе называется дудка или сопель) -- см. Волынка.
ДУХОВОЙ ОРКЕСТР -- см. Оркестр.
ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. Так называются музыкальные инструменты, в которых
звук возникает благодаря колебанию воздуха в полой трубке. Одни из них
прямые и сравнительно короткие, как у кларнета, флейты или гобоя. Другие
длинные, для удобства <<свернутые>>, как у фагота, валторны, трубы. Одни
изготовляются из дерева, другие -- из металла. И форма инструментов, и
материал, из которого они сделаны, имеют большое значение: они определяют
характер, окраску звучания, то есть тембр. Особую роль играет материал:
ведь звук у металла совсем иной, чем у дерева. Поэтому духовые инструменты
делятся на две группы -- деревянные и медные. Но все они имеют одно общее
качество: в отличие от клавишных и струнных инструментов они одноголосны.
Каждый инструмент может исполнить только одну мелодию. Поэтому в оркестре
применяются обычно по два и более инструментов одного вида.
|
|