|
Но не всякое сочетание рояля с другим инструментом оказывается сопровождением.
Иногда на нотах написано, например:
<<Соната для скрипки и фортепиано>>. Или <<Пьеса для флейты и фортепиано>>.
Это означает, что рояль в данном случае играет не второстепенную,
сопровождающую роль, а выступает в качестве полноправного партнера. Не
случайно в музыкальных учебных заведениях есть две разные учебные дисциплины:
аккомпанемент и ансамбль.
АККОРД.
Весь вечер Ленский был рассеян,
То молчалив, то весел вновь;
Но тот, кто музою взлелеян,
Всегда таков; нахмуря бровь,
Садился он за клавикорды
И брал на них одни аккорды...
Не правда ли, всем хорошо знакомы эти строки из <<Евгения Онегина>> (не раз на
страницах этой книжки вы встретите цитаты из бессмертных пушкинских творений.
Ведь его стихи -- сама музыка!). А приходилось ли вам задумываться, что,
собственно, звучало под пальцами юного поэта?
Аккорд -- слово, происходящее от итальянского accordo (согласие) --
означает сочетание трех или более музыкальных тонов различной высоты,
звучащих одновременно. Но не всякое звукосочетание является аккордом. Если
вы подойдете к роялю и двумя руками нажмете первые попавшиеся клавиши, то
скорее всего аккорда не получится, выйдет беспорядочное сочетание звуков. В
аккорде же звуки располагаются определенным образом: чаще всего так. чтобы
их можно было записать через одну ступеньку друг от друга, по интервалам,
которые называются терцией (что такое интервал, посмотрите в рассказе о
нем).
Если в созвучии встречаются тоны, не укладывающиеся в так называемое
терцовое расположение, их определяют как неаккордовые. При этом
безразлично, в каком месте клавиатуры вы нажмете клавиши. Можно извлечь
один звук в самом басу, другой -- в середине клавиатуры, а третий вверху.
Или -- один звук сыграет контрабас, второй и третий -- две флейты. Конечно,
расстояние окажется намного больше терции. Но это созвучие все равно будет
аккордом, если, собрав все звуки как можно ближе, в одну октаву, вы
получите расположение <<через ноту>>.
Есть еще одно значение слова <<аккорд>> -- это полный набор струн для
какого-нибудь музыкального инструмента. Так, в магазинах продаются гитарные
или скрипичные аккорды.
АККОРДЕОН -- см. Гармоника.
АКЦЕНТ. Латинское слово accentus означает ударение. С ним мы встречаемся,
как правило, когда речь идет о языке. <<Иностранца можно узнать по
акценту>>. <<В русском языке, в отличие от многих других, акценты очень
прихотливы, изменчивы, падают и на первый, и на последний, и на один из
средних слогов>>. В этих двух фразах слово <<акцент>> употреблено в разных
смыслах. В музыке его значение аналогично тому, которое выявляется во
втором из приведенных примеров. Акцент -- это более сильное, ударное
извлечение какого-то одного звука по сравнению с другими. Обычно
акцентированный звук находится в начале такта, на его первой доле.
Например, в вальсе (попробуйте напеть про себя любую вальсовую мелодию), в
его трехдольном размере ударение приходится каждый раз на первую из трех
долей такта. А в марше акцентируемой. ударной долей будет первая из двух
или четырех. Но бывают случаи, когда акцент смещается. Например, в мазурке
он, как правило, оказывается на третьей (иногда -- на второй) доле.
Возникает прихотливый, изменчивый ритм, характерный для этого танца. Такое
перенесение акцента с сильной доли такта на слабую называется синкопой и
является эффектным выразительным средством. Композиторы часто используют
его.
Когда акцентируемый звук находится в начале такта, акцент разумеется сам
собой и никак специально не указывается. Если же он перенесен на другую
долю такта или должен быть особенно сильным, его указывают в нотах значками
или сокращением слов sforzando, sforzato (акцентированно, с силой,
выделяя) -- sf.
АЛЛЕГРО. Итальянское слово Allegro означает быстро, радостно, оживленно.
В музыке так называется один из самых распространенных темпов,
соответствующий очень скорому шагу. Часто в темпе аллегро композиторы XVIII
-- XIX веков сочиняли первые части сонат и симфоний. Поэтому форму, в
которой они написаны. подчас называют сонатное аллегро. Таковы, например,
первые части симфоний Гайдна, Моцарта и Бетховена.
|
|