|
вместе с тем ему поручают такие напевные мелодии, как во вступлении к
ариозо Лизы <<Откуда эти слезы>> из <<Пиковой дамы>> Чайковского. А в
<<Фантастической симфонии>> Берлиоза и увертюре к опере Россини <<Вильгельм
Телль>> английский рожок имитирует звучание рожка альпийских пастухов.
В симфонических оркестрах обычно бывают два гобоя и один английский рожок.
ГОЛОС. Вы, наверное, думаете: <<Что такое голос, объяснять не надо -- это
знает всякий>>. Так? Но слово это имеет не одно значение, да и голоса
бывают разные.
Звук голоса возникает так же, как любой музыкальный звук, извлекаемый на
духовом инструменте. Воздух, которым мы дышим, выходит из легких через
дыхательное горло в гортань. В гортани у человека находятся голосовые
связки. Под давлением выдыхаемого воздуха они начинают колебаться и
слышится звук.
В каждом музыкальном инструменте есть резонатор. У человека роль резонатора
играют полость рта и носа (это называется -- головной резонатор), но кроме
того и грудь (грудной резонатор). Вы слышали, наверное, выражение --
грудной голос.
Высота человеческого голоса зависит от величины голосовых связок -- их
длины и толщины. От особенностей их строения зависит и тембр --
индивидуальная окраска звука, по которой мы различаем голоса знакомых нам
людей.
Певческие голоса, вы, конечно, это знаете, бывают разные -- высокие, низкие
и средние. Мужские голоса разделяются на тенор, баритон и бас, женские --
это сопрано, меццо-сопрано и контральто. А у детских певческих голосов
только две группы -- сопрано и альт (в хоре мальчиков высокие голоса
называются дискантами). Обо всех голосах вы можете прочесть на страницах
этой книжки -- каждому посвящен отдельный рассказ.
В музыке существуют и другие понятия, связанные со словом <<голос>>. Вам,
наверное, приходилось слышать: двухголосная инвенция, трехголосная фуга,
четырехголосное изложение. В этом случае под голосом подразумевается
мелодия, входящая в музыкальную ткань пьесы. Те же из вас, которые учатся в
музыкальной школе, наверное знают, что двухголосные инвенции -- это такие
пьесы, в которых в каждой руке звучит самостоятельная мелодия, а не мелодия
и аккомпанемент, как в других пьесах. Трехголосные инвенции или фуги -- это
пьесы, в которых есть три самостоятельных мелодических голоса. Произведения
с двумя и более самостоятельными голосами называются полифоническими. Вы
можете прочесть о них в рассказах, посвященных полифонии, инвенции и фуге.
В полифонии существует понятие голосоведения -- это движение каждого из
голосов многоголосного, то есть полифонического произведения. Голосоведение
подчиняется своим особым законам, которые должны изучать композиторы.
И еще одно понятие, связанное с этим же словом. Голосами называют партии
отдельных инструментов в ансамблевых и оркестровых сочинениях. Вы можете
услышать, например: <<Нужно расписать партитуру по голосам>>. Это значит,
что композитор отдает для исполнения партитуру, а переписчики должны
выписать из нее всем исполнителям их партии: в оркестровом сочинении,
например, написать столько партий скрипок, сколько в этом оркестре пультов
скрипачей, столько раз написать партию контрабаса, сколько пультов
контрабасистов и т. д.
ГОМОФОНИЯ -- см. Многоголосие.
ГОНДОЛЬЕРА -- см. Баркарола.
ГОРН. С чего начинается утро в пионерском лагере? Сонную тишину прорезают
чистые, звонкие звуки пионерского горна, играющего сигнал подъема.
Горн (немецкое слово Horn означает рог) -- родоначальник всех медных
духовых инструментов. В оркестрах его сейчас не употребляют, так как играть
на нем можно лишь самые простые мелодии, такие, как известные, наверное,
всем пионерам сигналы подъема, общего сбора, отбоя и др. А вот как
сигнальный инструмент горн успешно применяется и в пионерской жизни, и в
армии.
ГУСЛИ. Давным-давно, появился на свет этот инструмент. Родился, подобно
арфе, из натянутой струны лука. Только изменялся он по-другому: струны
стали натягивать не на раму, а на деревянную доску, а потом, для получения
лучшего резонанса, на плоский ящик со сторонами разной длины,
соответствующими постепенно увеличивающейся длине струн.
Исполнитель-гусляр клал свой инструмент на колени и, перебирая струны, пел
песни, сказывал былины.
|
|