|
Это были гусли звончатые. Еще их называли гусли яровчатые. Вам, наверное,
приходилось встречать эти названия в былинах и старинных русских сказках.
Никто не помнит, когда они появились на Руси. Еще легендарный Боян, певший
славу князьям в <<Слове о полку Игореве>>, был гусляром.
В XVII веке появились другие, более совершенные гусли, с большим, чем у
звончатых, количеством струн. Их называли тогда <<столовыми>>, а мы скажем
более привычно, более современно -- настольными. Это был прямоугольный
инструмент, который ставили на стол или просто приделывали к нему ножки.
Звук у него был ярче и сильнее, возможности для исполнителя -- шире, чем на
гуслях звончатых.
В начале XX века настольные гусли были усовершенствованы Н. Приваловым. Он
создал гусли четырех размеров, от самых маленьких до очень крупных --
пикколо, приму, альт и бас.
Сейчас в оркестре народных инструментов применяются клавишные гусли,
сконструированные Н. Фоминым также в начале нашего века. У них большой
диапазон -- от пяти до семи октав, приятный, полный, насыщенный звук.
У русских гуслей много родственников. Это и литовские канклес, и эстонский
каннель, и карельские кантеле. Национальный карельский эпос <<Калевала>>
исполнялся под звуки кантеле. В наше время кантеле, тоже
усовершенствованные, имеют пять видов: пикколо, приму, альт, бас и
контрабас.
* Д *
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА. Дом, где она находится, можно узнать издали,
не читая вывески. Сколько разных музыкальных звуков несется из него!
Неуверенные гаммы на скрипке и быстрые фортепианные пассажи; чистый,
звонкий голос трубы и переливчатые арпеджио арфы. Слаженное звучание
детского хора и монотонное повторение простенькой мелодии на рояле -- это
пишут музыкальный диктант...
Детские музыкальные школы есть сейчас почти в каждом городе. Открыты они и
во многих крупных колхозах и совхозах. В них обучаются тысячи ребят.
Каждый, поступивший в музыкальную школу, учится играть на каком-нибудь
инструменте -- рояле, скрипке, виолончели, баяне. Во многих музыкальных
школах есть классы арфы, духовых инструментов. Во многих школах открыты
отделы народных инструментов: балалайки, домры, гитары.
Кроме занятий на своем инструменте, каждый ученик посещает уроки сольфеджио
-- развития слуха, где пишут музыкальные диктанты, учатся узнавать на слух
различные интервалы и аккорды, поют по нотам с листа и изучают основы
важной музыкальной науки -- элементарной теории музыки. Для всех
предназначены и хор, петь в котором очень интересно и полезно для юного
музыканта любой профессии, и уроки музыкальной литературы. На них педагог
знакомит своих учеников с лучшими, наиболее выдающимися произведениями
мировой музыкальной культуры, рассказывает об их особенностях, об истории
их создания и, конечно, об их создателях -- великих композиторах прошлого и
современности.
Очень интересна история открытия первой в нашей стране детской музыкальной
школы. В 1918 году рабочие знаменитого Путиловского завода пришли к В. И.
Ленину с просьбой организовать художественную студию для их детей: они
хотели, чтобы дети рабочих могли осуществить завоеванное их отцами право на
приобщение к искусству. Несмотря на тяжелое положение в стране, на
множество важных и неотложных дел, Владимир Ильич нашел время заняться
просьбой рабочих. Им выделили роскошный особняк на Рижском проспекте
(сейчас это проспект Огородникова в Ленинграде). Из музыкального магазина
на платформах, которые тащил по трамвайным рельсам маленький паровозик, в
особняк привезли инструменты. Были приглашены лучшие педагоги Петрограда.
Узнав об открытии Детской Художественной студии (так называлась она тогда),
в нее хлынули дети рабочих. Занимались они увлеченно, старательно, и уже в
июле 1920 года состоялся первый концерт учащихся. Детский духовой оркестр
встречал Владимира Ильича Ленина, приехавшего на Второй конгресс
Коминтерна.
В 1937 году Студия была преобразована в Детскую музыкальную школу
Ленинского района Ленинграда. А в 1961 году, в память об истории основания
школы, ей было присвоено имя В. И. Ленина.
Раньше, несколько десятков лет тому назад, музыкальных школ было довольно
мало и почти все их выпускники избирали музыку своей профессией --
поступали потом в музыкальные училища, где получали специальное среднее
музыкальное образование (все музыкальные школы, как правило, с семи- или
|
|