Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Л.В.Михеева - Музыкальный словарь в рассказах
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-
 
Исполнен отвагой,
Окутан плащом,
С гитарой и шпагой
Я здесь под окном.

Именно так и было: с гитарой и шпагой! Потому что серенада, спетая
кавалером у балкона дамы сердца, нередко заканчивалась дуэлью с соперником
или разгневанным мужем красавицы.

                                  

Из Испании гитара распространилась по всей Европе. Ее полюбили в Италии и
Германии, Франции и России... Потом она переплыла океан и оказалась в
Америке.

Гитара -- струнный щипковый инструмент. По форме она напоминает струнные
смычковые, но отличается от них количеством струн и способом игры. Гитары
бывают шести- и семиструнные. Семиструнная гитара, наиболее удобная для
вокального аккомпанемента, получила наибольшее распространение в России. В
Испании была распространена шестиструнная гитара. Она же стала и сольным
инструментом. Многие крупные композиторы превосходно владели гитарой и с
удовольствием писали для нее.

Еще одна разновидность этого инструмента -- гавайская гитара. Она имеет
шесть струн, под которыми натянута кожа. Играют на ней специальной
пластинкой -- плектром. В отличие от звонкого тембра других гитар, у
гавайской мягкий, тянущийся, чуть гнусавый звук.

История гитары знает многих крупных исполнителей-виртуозов: испанцев
Агуада, Таррега, итальянца Джулиани, русских Соколовского, Макарова,
Иванова-Крамского. Очень любил гитару гениальный итальянский скрипач
Паганини. Он великолепно играл на ней, писал произведения для гитары и для
гитары со скрипкой, с удовольствием выступал в концертах как гитарист.

Прекрасно играл на гитаре замечательный испанский поэт, певец свободной
Испании Ф Гарсиа Лорка. Среди его друзей были выдающиеся гитаристы Андрес
Сеговия, Анхель Барронос, Режино Сайнс де ла Маса. Много чудесных строк
посвятил Гарсиа Лорка музыке, гитаре.

ГОБОЙ. Один из деревянных духовых инструментов гобой, вернее его предок,
появился в глубокой древности. Еще в Индии в XII -- VII веках до новой эры
был известен духовой инструмент оту. Его среднеазиатская родственница
зурна, которую считают непосредственной предшественницей гобоя, и сейчас
широко распространена в Средней Азии и на Кавказе. Греческий авлос,
изображения которого вы могли видеть на древних музейных вазах и без
которого не обходился в Древней Греции ни праздник, ни пир, тоже предок
гобоя, как, впрочем, и старая (но значительно более молодая, чем авлос)
русская свирель.

В Европу гобой пришел с Ближнего Востока, и в XVII веке стал постоянным
участником оперного оркестра.

Диапазон гобоя -- от си, а у некоторых инструментов си-бемоль, малой октавы
до фа третьей октавы. Как и у других деревянных инструментов, тембр у гобоя
в разных регистрах неодинаков. Нижние его звуки довольно грубы и резки;
средние -- насыщенные, с немного гнусавым оттенком; высокие --
пронзительные. Средний и высокий регистры гобоя композиторы используют
наиболее часто.

На гобое труднее, чем на флейте, играть подвижные, технически сложные
музыкальные эпизоды. Но протяжные мелодии звучат на нем ярко и
выразительно. Очень хорошо передает гобой мечтательное, задумчивое
настроение, помогает рисовать картины сельской природы. Вспомните: в сцене
письма Татьяны в опере Чайковского <<Евгений Онегин>> на словах
<<...Проснулось все и солнышко встает. Пастух играет...>> звучит наигрыш
гобоя, подражающий звучанию пастушьего рожка.

Гобою поручено начало второй части Четвертой симфонии Чайковского --
задумчивый, грустный напев. Два гобоя играют мелодию Танца маленьких
лебедей в <<Лебедином озере>>. А вот Прокофьев в своей симфонической сказке
<<Петя и волк>> поручил гобою в низком регистре изобразить утку, громко
крякающую и неуклюже переваливающуюся с боку на бок.

Самый близкий родственник гобоя -- английский рожок, появившийся в первой
половине XVIII века. Иначе его называют альтовым гобоем.

Английский рожок больше гобоя и звучит на квинту ниже. Звук его более
меланхоличный, <<лениво-мечтательный>> по определению Римского-Корсакова.
Английский рожок умеет подражать восточным инструментам, поэтому Бородин
написал для него одну из тем симфонической картины <<В Средней Азии>>. Но
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-