|
последовательности созвучий.
С течением времени менялся характер и особенности всех музыкальных
выразительных средств, в том числе и гармонии. Поэтому при ее изучении
говорят о различных стилях -- гармонии классической и романтической,
гармонии джазовой и т. д. Кстати, этим же словом определяется и учебная
дисциплина, которая изучает законы построения и взаимосвязи аккордов.
ГЕЛИКОН. Его, большого, широченным раструбом выглядывающего из-за плеча
музыканта, вы можете видеть на военных парадах или по телевизору, когда
духовой оркестр, печатая шаг, играет бодрый марш, или во время встречи
почетных гостей принимает участие в торжественной церемонии.
Геликон -- самый низкий по звучанию медный духовой инструмент, --
применяется только в духовых оркестрах. По звучанию он соответствует тубе
(вы можете прочесть о ней на странице 148) и в симфоническом оркестре не
нужен. А трубка геликона (название его происходит от греческого helix --
витой, изогнутый) свернута так, что его можно надеть на себя: просунув в
отверстие между витками голову и правую руку, музыкант, таким образом,
вешает его на левое плечо. Играют на нем и стоя в военном строю, и на
марше, и даже верхом на коне.
ГИМН. Каждый день, когда заканчиваются радиопередачи, вслед за последним
ударом кремлевских курантов звучит величавая и торжественная мелодия --
Гимн Советского Союза, написанный композитором А. В. Александровым на слова
С. Михалкова и Г. Эль-Регистана. Звучанием гимна начинается и завершается
день нашей Родины.
Гимн исполняется во всех торжественных случаях. Это музыкальный символ
Союза Советских Социалистических Республик. Союзные республики имеют свой
гимн.
Греческое слово <<гимн>> означает торжественную хвалебную песнь. Когда-то в
глубокой древности так назывались песнопения, которые слагали в честь богов
и героев. Шли века. и хвалебные песни становились другими. Содержанием
гимна стало прославление благородной и возвышенной идеи. Так, в XV веке в
Чехии, во время национально-освободительной борьбы под предводительством
Яна Гуса, появились революционные песни -- гуситские гимны.
Во время французской буржуазной революции конца XVIII века родился
вдохновенный гимн восставших французов -- <<Марсельеза>>. Сейчас это
государственный гимн Франции. В героические дни Парижской коммуны возник
текст <<Интернационала>> (его написал Эжен Потье. Музыка <<Интернационала>>
была создана в 1888 году Пьером Дегейтером), ныне -- гимна Коммунистической
партии Советского Союза, гимна международного коммунистического и
республиканского движения.
Композиторами разных стран написано много произведений гимнического
характера, то есть произведений торжественных, воспевающих определенную
идею или событие. Иногда это самостоятельные произведения, как, например,
<<Гимн демократической молодежи>> А, Новикова на слова Л. Ошанина. Иногда
-- части крупных произведений -- оперы, оратории, даже балета. Всем,
наверное, знаком величественный гимн <<Славься>> из оперы Глинки <<Иван
Сусанин>>. А в балете Глиэра <<Медный всадник>> есть <<Гимн великому
городу>> -- Петербургу -- ныне Ленинграду.
В характере гимна создан и заключительный хор Девятой симфонии Бетховена,
написанный на текст оды Шиллера <<К радости>> и прославляющий всемирное
братство людей.
ГИТАРА. Сейчас гитара -- один из самых распространенных инструментов.
Любой вокально-инструментальный ансамбль начинается с гитары. Туристы,
отправляясь в поход, не забывают захватить гитару: под нее так хорошо
поется вечером у костра! Гитара звучит дома и на эстраде, в лесу и в
концертном зале. Из других стран приезжают к нам гитаристы показать свое
искусство, познакомить с мелодиями родного края.
Родина гитары неизвестна. Предполагают, что возникла она в Древней Греции,
но вторую родину обрела в Испании, где уже в VIII -- IX веках получила
широчайшее распространение.
И через несколько веков гитара -- неотъемлемая часть быта испанцев. Без нее
просто нельзя представить себе испанскую жизнь. Помните стихотворение
Пушкина?
Я здесь, Инезилья,
Я здесь, под окном,
Объята Севилья
И мраком и сном.
|
|