Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Л.В.Михеева - Музыкальный словарь в рассказах
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-
 
инструменты. Только у аккордеона с одной стороны, а у баяна с обеих клавиши
не такие, как на рояле, органе и фисгармонии, а в виде кнопок. Меха у
гармоники приводятся в действие вручную.

Разновидностей гармоники очень много: венская двухрядная, Русские --
тальянка, ливенка, тульская, саратовская, и, наконец, баян и аккордеон.
Отличаются друг от друга они размерами, расположением клавиш и кнопок,
количеством рядов кнопок (отсюда названия двухрядка, трехрядка).

Особенность гармоники еще и в том, что в отличие от других клавишных
инструментов, у нее нажатием одной клавиши-кнопки для левой руки
извлекается не один звук, а целый аккорд. Это делает более легким
исполнение простых музыкальных произведений -- песен, танцев, но делает
невозможным исполнение классической музыки: ведь в ней аккомпанемент
никогда не ограничивается простыми аккордами, а создать гармонику со всеми
аккордами, которые могут встретиться в музыке, конечно, невозможно.

Лишь один из этих инструментов, так называемый <<выборный>> баян имеет в
басу не только заготовленные заранее аккорды, но и полный, как на рояле,
звукоряд. На таком баяне играют сложные классические произведения. Вы,
наверное, слышали прекрасных исполнителей-баянистов, в руках которых баян
звучит полно, мощно, почти как орган.

В первой половине XX века гармоники были широко распространены повсеместно.
В каждом селе находился свой гармонист. Но и сейчас жизнь ее продолжается
-- и в быту, и в самодеятельных ансамблях, и в оркестрах народных
инструментов. Классы баяна и аккордеона есть во многих музыкальных школах
нашей страны, в музыкальных училищах и консерваториях.

ГАРМОНИЯ.

В размеры стройные стекались
Мои послушные слова
И звонкой рифмой замыкались
В гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль вихорь буйный,
Иль иволги напев живой,
Иль ночью моря гул глухой,
Иль шопот речки тихоструйной.

Это, конечно, Пушкин. <<Разговор книгопродавца с поэтом>>, из которого
заимствованы приведенные строки, был впервые опубликован в виде предисловия
к первой главе <<Евгения Онегина>>. А вот начало пушкинского же
стихотворения <<Красавица>>:

Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей...

И еще один отрывок -- слова Сальери из маленькой трагедии <<Моцарт и
Сальери>>:

...Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию...

Почему здесь приведены столь разные стихи? Что в; них общего? Одно только
слово -- гармония. Конечно, употреблено оно в разных значениях. Так что же
оно означает?

Греческое слово harmonia переводится как созвучие, стройность,
соразмерность. Именно в смысле стройности, соразмерности, а значит и
красоты употребил это слово Пушкин в стихотворении <<Красавица>>. В первом
цитированном отрывке значение слов иное: под гармонией подразумевается
поэзия как искусство в стройных, соразмеренных формах выражать владеющие
поэтом мысли и чувства.

Близко к этому и значение, которое вкладывает в слово гармония Сальери в
маленькой пушкинской трагедии. Недаром далее Моцарт произносит тост:


...за искренний союз,
Связующий Моцарта и Сальери,
Двух сыновей гармонии.

Только речь здесь идет уже не о поэзии, а о музыке. Но вспомните, как
говорит Сальери: <<Поверил я алгеброй гармонию...>>. В этой фразе заключен,
благодаря слову алгебра, еще один смысл: научного, исследовательского
подхода к искусству. И тогда возникает еще одно значение гармонии -- как
специального термина, определяющего одно из выразительных средств музыки.
Это выразительное средство основано на объединении звуков в созвучия и
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-