|
показать рев медведя, он подвинется влево и станет нажимать самые низкие,
басовые клавиши. Вот мы и назвали уже слова низкие, высокие,
характеризующие одно из основных свойств звука. Свойство это -- высота. На
рояле особенно хорошо в ней разбираться: очень наглядно. Нажмите клавиши
слева, то есть <<внизу>>. Нижними нотами условились называть самые
<<густые>> звуки, что ли- Они -- словно фундамент звучания, на котором
возводится все музыкальное здание. Продвигайтесь постепенно вправо или, как
привыкли говорить музыканты, <<вверх>> по клавиатуре. Действительно,
возникает ощущение подъема, восхождения, просветления. Вот вы и услышали
нижние и верхние звуки, услышали разницу между ними. А теперь откройте
крышку рояля. Вы увидите, что струны в нем не одинаковы. Вы, конечно,
заметили, что у рояля своеобразная форма, похожая на крыло. В соответствии
с этой формой расположены его струны -- слева длинные, чем дальше вправо,
тем короче. Кроме того, те из струн, которые соответствуют нижним звукам --
толстые, обвитые так называемой канителью, а верхние -- тонкие.
От длины и толщины струны и зависит высота звука, который на ней можно
извлечь. Если попробовать сформулировать более общее правило, -- то высота
звука это результат частоты колебаний звучащего тела. А ведь частота и
зависит от длины и толщины. Попробуйте натянуть нитку и дернуть ее пальцем:
получится звук. А теперь сделайте то же с бечевкой. Услышали разницу?
Высота звука -- это его физическое свойство. Она поддастся измерению. Так,
камертон (почитайте и о нем в этой книжке), издающий ноту ля первой октавы,
дает четыреста сорок колебании в секунду.
Вы, наверное, знаете, что человеческое ухо способно воспринять далеко не
все звуковые колебания. Бывают звуки настолько высокие, что мы их не
слышим, хотя некоторые животные их издают и, разумеется, воспринимают.
Таким звукам соответствуют колебания свыше двадцати тысяч в секунду. Это
уже область, называемая ультразвуком. Ультразвук используется в технике и
медицине.
Некоторые композиторы сейчас начали применять очень низкие звучания,
практически тоже не воспринимаемые человеческим ухом как звуки. Они
возникают при колебаниях менее шестнадцати в секунду. Вы спросите, зачем их
применять, если они все равно не слышны? Дело в том, что эти очень низкие
колебания -- они называются инфразвуком, -- хотя и не слышны, но все же
воспринимаются нами. Они воздействуют на нервную систему, на психику,
создавая ощущение беспокойства, страха. Только пользоваться ими нужно
крайне осторожно, иначе они могут даже стать причиной несчастья.
Высота звука записывается нотами на нотном стане. Для того, чтобы было
удобно читать эти записи, изобретена система так называемых ключей. Об этом
вы можете прочесть в рассказах <<Нота>> и <<Ключ>>, найдя их в книжке
далее, по алфавиту.
* Г *
ГАММА -- см. Лад.
ГАРМОНИКА.
Только взял боец трехрядку,
Сразу видно -- гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Позабытый деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив,
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Это <<Василий Теркин>> Твардовского. А сколько еще стихов, да и песен, и
шуточных и лирических, посвящено гармошке.
Без этого инструмента и его разновидности баяна и аккордеона, которые
приобрели огромную популярность в народе, невозможно, пожалуй, представить
себе ни концерта художественной самодеятельности, ни вечера в сельском
клубе... Кажется, что гармонь существовала всегда. А между тем это один из
самых молодых музыкальных инструментов.
Гармоника была изобретена в Берлине в 1822 году. Оттуда она очень быстро
распространилась по всему миру. Вам, наверное, не приходило в голову, что
она -- родственница самого величественного музыкального инструмента --
органа, а еще больше -- фисгармонии, в названии которой вовсе не случайно
есть тот же корень. Все разновидности гармоники -- тоже клавишно-духовые
|
|