|
ВОЛЫНКА. Слышали вы детскую пьесу И. С. Баха, которая называется
<<Волынка>>? Правая рука в ней играет простенькую мелодию, а в левой
повторяются одни и те же звуки. В этой пьесе композитор имитирует звучание
народного инструмента, распространенного во многих странах мира.
Волынка -- духовой инструмент, притом очень своеобразный. Ее отличительная
деталь -- мех, то есть воздушный резервуар из кожи или пузыря. В мех
вставлены несколько трубок. Одна из них -- с отверстиями, как у любого
деревянного духового инструмента. На ней исполняют мелодию. Другая
трубочка, маленькая, служит для нагнетания воздуха: исполнитель дует в нее
или приспосабливает к ней маленькие меха, похожие на кузнечные, Все
остальные трубки -- их может быть от одной до нескольких -- сопровождают
мелодию непрерывным звучанием, соответственно, одного, двух или нескольких
звуков, не изменяющихся по высоте. Таким образом, мелодия на волынке всегда
звучит в сопровождении неизменного аккомпанемента.
На волынке играют, как правило, на открытом воздухе, так как звук ее
сильный, пронзительный. Ею сопровождают исполнение народных танцев. В
Шотландии есть военные оркестры волынщиков. Музыканты играют в своих
национальных костюмах -- коротких клетчатых юбочках.
В разных краях инструмент этот называется по-разному. Издавна знали его у
нас в России под названием дуды. Дудой или козой называется он на Украине и
в Белоруссии. В Грузии это ствири, в Армении паркабзук, в Эстонии --
торупилль.
ВУНДЕРКИНД. В истории музыки время от времени, как яркие звезды на
небосклоне, появлялись удивительные музыканты. Совсем еще маленькие дети,
лет восьми -- десяти, а иногда даже меньше, они давали сольные концерты и
поражали слушателей силой своего музыкального таланта. Называли этих
маленьких музыкантов чудо-детьми (по-немецки -- Wunderkind).
Таким вундеркиндом был Моцарт. В возрасте шести -- восьми лет он вместе со
своей старшей сестрой Наннерль объездил всю Европу, выступая с исполнением
музыки на клавире и скрипке соло, играя произведения других композиторов и
свои собственные исполняя заранее выученные пьесы и импровизируя прямо на
концерте на темы, данные кем-то из публики.
Вундеркиндом был и Ференц Лист. Конечно, дарование его не сравнимо с
моцартовским, но и он еще в детстве покорял слушателей виртуозной и не по
годам зрелой игрой на фортепиано.
Имена эти знает весь мир. Из вундеркиндов они превратились в крупнейших
музыкантов своего времени.
В прошлом веке на вундеркиндов возникла мода. Детей начинали учить музыке в
раннем детстве, а если видели значительные успехи, начинали форсировать
занятия и спешили выпустить <<чудо-ребенка>> на эстраду: завоевывать
популярность и, конечно, зарабатывать деньги удачливым родителям и
предприимчивым антрепренерам. В конце XIX века афиши многих городов Европы
буквально пестрели именами вундеркиндов, от которых ждали повторения чуда
Моцарта. Но второго Моцарта не появилось. Больше того, вырастая, лишь
немногие из бывших вундеркиндов смогли остаться на уровне своей детской
популярности.
Прекрасно написала об этом Софья Васильевна Шостакович, мать композитора,
которая была его первой учительницей музыки:
<<Мы, родители, конечно, хорошо понимали и тогда [когда Д. Д. Шостаковичу
было семь -- восемь лет. -- Л. М.], что сын наш достаточно музыкален для
того, чтобы стать в будущем профессионалом-музыкантом... Но вместе с тем мы
не спешили. Сказать правду, я не очень одобряю, когда юный неокрепший
талант начинают всячески мучить ради того только, чтобы произвести
сенсацию, выпустив на концертную эстраду маленькое нервное существо с
громким именем <<вундеркинд>>. На мой взгляд очень и очень редко бывает,
когда такой ранний музыкант впоследствии вырастает во что-нибудь
действительно интересное. Большей частью, поражая зрелым не по возрасту
мастерством в пять -- шесть лет, он в тридцать представляет собой явление
вполне заурядное, ибо творческие силы исчерпаны, организм устал, и человек
преждевременно изжил себя>>.
В наше время никто не гонится за сенсациями. Дети в пять -- шесть лет
только начинают учиться музыке, а слово вундеркинд приобрело совсем иной
оттенок: его употребляют чаще в ироническом смысле или просто в шутку.
ВЫСОТА ЗВУКА. Если малыша, -- конечно такого, который слышал раньше, как
играют на рояле, видел вблизи клавиши, -- попросить изобразить на
инструменте птичку, то он начнет быстро перебирать клавиши на правой
стороне клавиатуры, чтобы получить высокие звуки. Если же ему нужно
|
|