|
контрастных образов.
ВИОЛОНЧЕЛЬ. Так же как скрипка и альт, виолончель принадлежит к группе
струнных смычковых инструментов. Она очень похожа на них, но значительно
больше по размеру. Диапазон виолончели -- от до большой октавы до ми
третьей октавы. Впрочем, верхняя граница диапазона условна: она зависит от
мастерства исполнителя, тогда как нижняя на любом струнном инструменте
определяется звучанием открытой, то есть не зажатой, нижней струны.
Звук виолончели густой, сочный и певучий. По тембру он напоминает
человеческий голос и больше всего -- баритон. Виолончели прекрасно удаются
широкие напевные мелодии. В них ярче всего раскрываются богатые возможности
инструмента, его красивый благородный тембр. Но и виртуозные произведения
вполне доступны этому инструменту.
Если скрипку и альт музыканты держат горизонтально на плече, то виолончель
слишком велика для этого. Ее ставят вертикально. Раньше, в прошлые века --
на специальный стул, причем играли стоя. Потом приспособили металлический
шпиль, который упирается в пол, и исполнитель играет сидя, поместив
инструмент между колен.
Для виолончели написано много произведений. Известны <<Вариации на тему
рококо>> Чайковского, концерты для виолончели с оркестром Дворжака,
Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна.
В оркестровых произведениях виолончели часто поручают выразительные соло,
такие, как чудесная вальсовая мелодия из первой части Неоконченной симфонии
Шуберта, как тема второй части Шестой симфонии Чайковского.
Среди русских и советских исполнителей много замечательных виолончелистов.
Это Н. Б. Голицын и М. Ю. Виельгорский, а в наше время С. Н. Кнушевицкий,
Д. Б. Шафран, Н. Н. Шаховская и другие.
ВИРТУОЗ. По-латыни virtus -- доблесть, талант. Однако в музыке
производное от него определение приобрело значение специфическое.
Виртуозами называют музыкантов-исполнителей, в совершенстве владеющих
техникой своего инструмента. Виртуозы-певцы не боятся никаких трудностей и
могут исполнять любые фиоритуры: так от итальянского слова fioritura --
цветение -- называются <<украшения>> вокальной мелодии. Произведения,
технически очень сложные, изобилующие трудными пассажами, называются
виртуозными.
В середине XIX века в определении <<виртуоз>> появился критический оттенок.
Дело в том, что в это время увлечение виртуозностью стало очень сильным.
Многие пианисты, скрипачи старались во что бы то ни стало щегольнуть своей
техникой, часто забывая о выразительности музыки, о ее содержании. С такими
поверхностными виртуозами боролись передовые музыканты -- Лист, братья
Рубинштейны, Паганини.
ВНУТРЕННИЙ СЛУХ -- см. Слух.
ВОКАЛИЗ. Льется прекрасная и грустная мелодия. Ее поет женский голос.
Поет без слов, но ясно, что это -- рассказ о чем-то очень дорогом и
близком. Это <<Вокализ>> Рахманинова.
Слово вокализ происходит от латинского vocalis -- звучащий, поющий. Так
называют пьесы для голоса без слов. Кроме рахманиновского, известен вокализ
М. Равеля, который имеет еще название <<Хабанера>>, так как написан в
характере этого танца. По существу вокализом является и такое крупное
произведение, как Концерт для голоса с оркестром Р. Глиэра.
Есть у этого термина и более специальное значение. Так называются
упражнения для голоса, необходимые для его развития и освоения различных
технических приемов. Существуют целые сборники таких вокализов-упражнений.
Их знают певцы, но на эстраде они никогда не исполняются.
ВОКАЛИСТ. От латинских слов vox (голос) и vocalis (звучащий) произошли
многие музыкальные термины: вокальная музыка, вокализ, вокал. Вокалистом
называют певца, но не каждого, а лишь того, кто прошел специальную школу
пения и умеет хорошо владеть голосом.
ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА. Вы включаете радио и слышите эстрадную песню. Повернули
ручку настройки; теперь звучит какое-то хоровое произведение, а на соседней
волне, кажется, транслируют оперу... Все это -- вокальная музыка (от
латинского vocalis -- звучащий, поющий), то есть музыка, предназначенная
для пения с аккомпанементом музыкальных инструментов или без сопровождения,
соло, в ансамбле или хором. К вокальной музыке относятся песни, романсы,
хоры, кантаты, оратории и, наконец, оперы. Обо всех этих жанрах вы можете
прочесть в рассказах, им посвященных.
|
|