|
исполняемое произведение объявляют так: Соната cis-moll, Полонез As-dur,
Мазурка a-moll... Dur здесь означает мажор, moll -- минор. Таким образом,
cis-moll -- до-диез минор, As-dur -- ля-бемоль мажор. При буквенном
обозначении мажорные тональности принято писать с заглавной буквы, а
минорные -- со строчной.
* В *
ВАЛТОРНА. Немецкое Waldhorn -- лесной рог. Таков дословный перевод
названия этого инструмента. Предком валторны был охотничий рог, в который
трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-нибудь
торжественного события, объявить сбор войска. Для того чтобы звук был
слышен на далеком расстоянии, рог стали удлинять, а чтобы играть было
удобно, его приспособились <<скручивать>>. К одному витку прибавился
второй, третий. Так и возникла валторна. В 1664 году французский композитор
Жан Батист Люлли впервые ввел валторну в оперный оркестр, а затем она вошла
и в симфонический.
Валторна относится к группе медных духовых инструментов. Она играет в
оркестре очень важную роль. Звук ее мягкий, благородный. Валторна может
хорошо передать и грустное, и торжественное настроение, может звучать и
насмешливо, язвительно. Диапазон ее весьма широк: от си контроктавы до фа
второй октавы.
Валторна -- оркестровый инструмент, хотя для нее существует и специальная,
сольная литература. В оркестровых произведениях валторнам часто поручают
ответственные сольные эпизоды. Послушайте певучую, проникновенную мелодию,
которая звучит в начале второй части Пятой симфонии Чайковского. Валторны
открывают симфонию до мажор Шуберта. В симфонии <<Ман-фред>> Чайковский
доверил четырем валторнам, играющим ffff, проведение основной музыкальной
темы, характеризующей героя симфонии. А в <<Вальсе цветов>> из
<<Щелкунчика>> квартет валторн звучит мягко и певуче. Советский композитор
Р. М. Глиэр написал концерт для валторны с оркестром, первым исполнителем
которого стал замечательный валторнист В. Полех. Однако чаще всего валторны
(их в оркестре обычно именно четыре) исполняют в оркестровых произведениях
аккомпанирующие партии.
ВАЛЬС -- см. Танец.
ВАРИАЦИИ. Быть может, вам случалось когда-нибудь слышать фортепианную
балладу Грига. Начинается она с мелодии суровой и скорбной, похожей на
народную песню-думу. А потом эта мелодия появляется еще много раз, но
каждый раз -- в новом обличье: то как взволнованный монолог, то как
эпическое сказание, то в виде причудливого скерцо, то в характере траурного
шествия.
Форма, в которой сочинил Григ свою балладу, называется вариации или,
точнее, тема с вариациями.
Латинское слово variatio означает изменение. В музыке вариациями называется
такое произведение, в котором основная мелодия повторяется много раз, но в
ином характере. Иногда меняется только ее сопровождение, но чаще -- и она
сама, ее ритм, темп, отдельные обороты.
Форма вариаций родилась в XVI веке. Тогда возникли две разновидности
полифонических вариаций -- пассакалья и чакона.
В пассакалье -- произведении величественного характера, тема не меняется.
Она все время мерно и величаво звучит в самом нижнем, басовом голосе, в то
время как в верхних голосах появляются и развиваются новые самостоятельные
мелодии. Пассакальи писали многие композиторы XVII и XVIII веков, в том
числе И. С. Бах. В наше время к старинной форме пассакальи часто обращался
Д. Д. Шостакович (например, в четвертой части Восьмой симфонии, третьей
части Первого скрипичного концерта).
Чакона похожа на пассакалью. Это тоже полифонические вариации. Но в чаконе
тема, оставаясь неизменной, звучит не только в басу: она <<путешествует>>
по разным голосам, появляясь то в верхних, то в средних, то в нижних.
Широкой известностью пользуется Чакона Баха для скрипки соло. Играют ее и в
переложении для фортепиано или органа.
В XIX веке форма вариаций получает большое распространение. В так
называемых строгих вариациях тема изменяется не очень сильно: усложняется
аккомпанемент, в мелодии появляются новые звуки, украшающие ее основной
контур. Однако на всем протяжении пьесы сохраняется близкий начальному
характер. Музыкальный образ обогащается, но остается узнаваемым.
В творчестве Р. Шумана и Ф. Листа, а позднее у С. В. Рахманинова, у многих
современных композиторов тема в вариациях изменяется очень сильно. Такие
вариации называются свободными. В них уже не один, а много разных, даже
|
|