|
300 тысяч
(!) колдунов и ведьм. И, наконец, еще один поразительный факт: последняя ведьма
в истории
человечества была сожжена в Камарго (Мексика) в 1860 г.! Среди европейских
знаменито-
стей, сожженных на костре,— Жанна Д’Арк, Джордано Бруно, Саванарола, Ян Гус,
Иероним
Пражский, Мигель Сервет. Стоит отметить, что даже перед лицом столь страшной
казни ни-
кто из них не отрекся от своих взглядов. В XX веке сожжение как вид казни
применялось в
России во время гражданской войны. А. Деникин, говоря о расправах большевиков в
Крыму
в январе 1918 г., пишет: «Ужаснее всех погиб шт. ротмистр Новацкий, которого
матросы счи-
тали душой восстания в Евпатории. Его, уже сильно раненного, привели в чувство,
перевяза-
ли и бросили в топку транспорта (корабля.— А. Д.)». Справедливости ради, надо
сказать, что
и противники большевиков иногда пользовались их методами. Так, в 1920 г. были
сожжены в
паровозной топке руководители военно-революционных организаций Дальнего Востока
С. Лазо, А. Луцкий и В. Сибирцев.
КОПЧЕНИЕ
Сожжение в России было более мучительным, чем в Европе, поскольку представляло
со-
бою скорее не сожжение, а копчение заживо на медленном огне. «В 1701 году этот
способ
сожжения был применен к некоему Гришке Талицкому и его соучастнику Савину за
распро-
странение возмутительных «тетрадей» (листовок) о Петре I. Обоих осужденных в
течение
восьми часов окуривали едким составом, от которого у них вылезли все волосы на
голове и
бороде и все тело медленно тлело, как воск. В конце концов их обезображенные
тела были
сожжены вместе с эшафотом».
УТОПЛЕНИЕ
Сожжением еретиков пользовались суды инквизиции всех стран, но каково было
инкви-
зиции венецианской, если Венеция жила фактически в воде? Пришлось местным
ревнителям
веры, скрепя сердце, пойти на нарушение традиции и топить приговоренных в
лагунах. Уто-
пление — тоже достаточно распространенный вид казни с давних времен. Топили по
приго-
вору и без оного. Когда папе Урбану VI под угрозой насильственного свержения
пришлось
бежать из Ватикана в Геную, он взял с собою семерых кардиналов, а по-дороге он
приказал
пятерых из них зашить в мешки и бросить в море. Также в море по распоряжению
Нерона
рабы утопили его пасынка Руфия Криспина. Любил топить людей римский император
Тибе-
рий — местом подобной бойни он избрал остров Капри. «…Отсюда осужденных после
дол-
гих и изощренных пыток сбрасывали в море у него на глазах,— пишет Светоний,— а
внизу
матросы подхватывали и дробили баграми и веслами трупы, чтобы ни в ком не
осталось
жизни». Во времена Тиберия (как до него, так и после) осужденных бросали также
в Тибр, не
исключая женщин и детей. Если брать не политические репрессии, а простые
уголовные де-
ла, то утоплением каралось в Древнем Риме поначалу отцеубийство, а затем и
убийство ма-
тери и ближайших родственников. Приговоренных топили в кожаном мешке, в который
за-
шивали вместе с преступником собаку, петуха, обезьяну и змею. Впрочем, животных
тратили
только на убийц родителей; остальных топили без компании братьев наших меньших.
Тацит
сообщает, что германцы топили в грязи и болоте трусов и оплошавших в бою, а
также обес-
честивших свое тело, а сверху забрасывали их валежником. Сообщение Тацита
подтвержда-
46
ется позднейшими находками при осушении болот мумифициро-ванных трупов (без
|
|