|
ми, кровавыми войнами, жестокими междоусобицами и гонениями. Кровожадные
фанатики, споря о словах, значение которых не понимали сами, утверждая
противные догматы, одинаково ложные с той и другой стороны, изобрели адские
муки, чтобы вынудить противников усвоить их взгляды. В то самое время, когда
две магометанские секты Омара и Али сражаются, чтобы решить, следует ли
начинать омовение с кисти руки или с локтя, они, однако, соединяются, чтобы
разбить или обратить в свою веру христиан. Да и последние разделившись на
бесчисленные секты, отличились гонениям не менее жестокими, чем когда-либо
производили так называемые языческие народы. Не довольствуясь попыткою
истреблять огнем и мечом турок и жидов, одна христианская секта учредила и
такое судилище, как инквизиция, а противники ее, выказав такое же жестокосердие,
когда достигли власти, лишали католиков гражданских прав и нередко казнили их.
Обоюдною ненавистью сопровождается даже их миссионерское рвение — приносящее
крайне жалкие результаты, несмотря на красноречивые отчеты, сочиняемые
миссионерскими обществами в отечестве, чтобы выманивать у публики] деньги.
Приведем один пример: какой-то передовой миссионер пытался заранее внушить
обитателям Полинезии предубеждение против протестантов переводом «Книги
мучеников- Фокса на туземный язык и наглядно объясняя ее содержание с помощью
волшебного фонаря.
16. Мистерия с астрономической точки зрения. — Так как мистерии в том
искаженном и бесцельном виде, в котором дошли до нас, и поныне совершаются во
франкмасонстве и, главным образом, имеют астрономический смысл, несколько общих
замечаний об основных началах избавят нас от множества бесполезных повторений
при описании каждой отдельно.
В самой древней индийской религии говорится о грехопадении человечества,
вследствие вкушенного плода от древа знания, и затем изгнании его из рая. А
если прочесть рассказ о грехопадении в книге Бытия, облеченный в таинственную и
астрономическую оболочку, то получится нечто вроде следующего: Адам — не
единичное лицо, но человек вообще, то есть человечество — и его подруга Ева —
что означает жизнь — после весны и лета, проведенных в саду эдема, неизбежно!
должны были достигнуть времени года, когда змея Тифон, символ зимы, указывает в
небесном круге на приближение царства Зла, зимы. Аллегорическое толкование,
проникшее повсюду, было причиной, что malum, «зло», также изображалось «ябло-
ком», произведением осени, указывающим на окончание жатвы и на то, что человек
снова должен обрабатывать землю в поте лица. Наступает холодная пора и ему
нужно покрыться аллегорическим листом смоковницы. Небесный круг обращается
человек созвездия Боотес, то же что Адам, следует за Девою, которая в руке
держит ветвь с плодами и как будто заманивает или увлекает его. Священная ветвь
или растение входит в состав всех мистерий. Вопервых, индийский и египетский
лотос, потом смоковница Атиса, мирт Венеры, омела друидов, золотая ветвь
Виргилия, розовый куст Изиды — в «Золотом Осле» Апулей возвращается к своему
естественному виду, поев роз — букс Вербного воскресенья и акация масонов.
Ветвь в опере «Роберт-дьявол» — это мистическая ветвь мистерий.
17. Продолжение предыдущего. — Печальный характер мистерий — Во всех мистериях
мы встречаем бога, высшее существо или необыкновенного человека, вынесшего
смерть, чтобы начать новое, более славное существование; повсюду воспоминание о
каком-то великом и печальном событии погружает народы в скорбь и печаль,
которые немедленно сменяются живейшей радостью. Озирис убит Тифоном, Уран
Сатурном; Адонис растерзан диким вепрем; Ормузд побежден Ариманом; Атис, Митра
и Геркулес сами лишают себя жизни; Авель убит Каином, Бальдур Локами, Вакх
исполинами; ассирийцы оплакивают смерть Фаммуза, скифы и финикияне Аммона, вся
природа — великого Пана, франкмасоны Хирама, и так далее. На источник этого
общего верования уже было указано.
18. Однообразие догматов. — Учение о Единстве и Троице включалось во все
мистерии. Во многих религиозных верованиях мы встречаем нечто вроде подражания
христианским догматам, деву, рождающую спасителя и все-таки остающуюся девой. В
чисто внешнем смысле эта девственница есть Дева зодиака, и спаситель, ею
рожденный, солнце; в более глубоком, внутреннем смысле, это вечный идеал, в
котором вечная жизнь и разум, сила электричества и свойство окрашивать, первое
поддерживающее, последнее украшающее видимое существование, воплощаются, так
сказать, в бесчисленных созданиях, наполняющих мир — лучше того, сама вселенная
и есть. А девственница остается тою же девственницей и ее собственное свойство
не изменяется, так точно, как воздух производит звуки, свет цвета, ум мысли,
нисколько вследствие того не изменяясь в существе. Бесспорно, эти начала не так
полно и отчетливо выражены в учениях древних мистагогов, но основное понятие о
них может быть выведено из того, чему они учили.
Во всех мистериях свет представляется рожденным из мрака. Таким образом
неоднократно появляется божество, называемое то Мага-Бавани, то Кали, то Изида,
то Церера, то Прозерпина. Персефона, царица неба, есть ночь, из недр которой
истекает жизнь и к которой эта жизнь возвращается, тайное сочетание жизни и
смерти. Кроме того, она называется еще Авророю, а в германском мифе Аврора —
начало, возвращающее жизнь. Она не только ночь, но и мать солнца, то есть заря,
за которою сияют звезды. Когда она служит символом, земли, как Церера, ее
представляют с колосьями Подобно; печальной Прозерпине, она прекрасна и бле-
стяща, но так же; печальна и мрачна. Таким образом, она соединяет ночь с днем,.
|
|