|
светом; другого пути нет, кроме того, который идет через мрак или смерть, или
ад — идея эта выражена во всех мистериях. Как растение не может развиться до
красоты цветка, листьев и плодов, не пройдя мрачного состояния зерна,
схороненного в землю, где оно химически претворяется посредством огня, так и
духу нельзя достигнуть полноты знания и света, не пройдя фазиса самозатмения и
заключения, в котором он мучился, страдал — в котором находился, как бы в
горниле, в муках рождения.
12. Ключ к мистическому учению. — Что первобытные люди имели понятие о
вышеизло-
женных фактах, достоверно известно не по одним положительным выводам из учения
мистерий, но также на основании памятников древности, которые величием мысли и
единством идеала превосходят все, что исполнило новейшее искусство, или
промышленность, или даже вера. Принимая это в соображение, читатель глубже
вникнет в истинное значение догматов посвящения, чем могли это сделать сами
посвященные. Он также поймет, что единообразие в учениях мистерий
обусловливается фактом, что излагаемые догматы суть объяснения все-
мирных явлений природы, одинаковых на всех пунктах земного шара. Поэтому,
описывая обряды посвящения, я не прибавлю к ним никаких комментариев или
толкований, а просто сошлюсь на этот параграф введения, как на ключ.
13 Суть мистического учения. — Оно было теологическое, нравственное и научное.
Теологическое, потому что посвященным доказывало заблуждение пошлого политеизма
и заключало в себе доктрину о Единстве и будущем возмездии; нравственное,
потому что его правила соответствовали словам Иисуса Христа: «Люби ближнего как
самого себя», и наставлению Конфуция: «Если сомневаешься, хорошо действие или
дурно, вовсе воздержись от него»; научное, потому что начала, ТАЙНЫЕ OРДЕНА,
упомянутые выше, были в нем изложены с их естественными и необходимыми выводами,
последствиями и результатами
14. Как утратилось истинное знание. — Хотя я уже упоминал несколько раз, что
истинное понятие о природе, которое имели первобытные.люди, с течением времени
исказилось и смешалось с заблуждениями, не лишним будет указать, каким путем
это произошло. Достоверно известно, что древнейшая религия, какая встречается в
письменных памятниках, это сабеизм, или гелиосо-археизм. Солнце, месяц и звезды,
однако, представлялись истинным первоначальным посвященным одними наружными
проявлениями и символами внутренних сил Вечной Жизни. Но такие отвлеченные
истины нельзя было сделать доступными для низкого умственного уровня все
прибывающей толпы, естественно более занятой удовлетворением материальных
потребностей; отсюда произошло олицетворение небесных тел и от них
зависящих времен года на земле Постепенно то, что сначала было просто
человеческим изображением символа, стали принимать за олицетворение лица,
существовавшего на земле. Таким образом, солнце, для первобытных людей, было
внешним проявлением Вечной, всеподдерживающей, всеохраняющей Жизни; в разных
странах и веках эта сила олицетворялась именами: Кришна, Озирис, Гермес,
Геркулес и так далее; впоследствии стали считать эти образы людьми, некогда
действительно существовавшими и обоготворенными за дарованные ими человечеству
благодеяния. Показывали могилы этих мнимых богов, как, например, великую
пирамиду, будто бы могилу Озириса; совершали празднества, цель которых,
повидимому, заключалась в ежегодном возобновлении печали вследствие их утраты.
Прохождение солнца через знаки Зодиака дало повод к мифам о воплощениях Вишну,
о подвигах Геркулеса и т. п.; его мнимая утрата силы зимою и возвращение ее в
зимнее солнцестояние дали повод к мифу о смерти, нисхождении в ад и воскресении
Озириса и Митры. Итак, что в одном веке было чистое естествознание, то в другом
стало баснословием, а в третьем — сказкой с колоритом той местности, где она
преобладала. Повсюду встречаемое число семь, когда утратилось понятие, что
местное преобладание есть необходимый результат семи свойств природы, приписали
семи известным тогда планетам.
15 Первоначальный дух мистерий и результат их упадка. — В мистериях все имело
характер астрономический, но в астрономических символах скрывался более
глубокий смысл. Оплакивая скрывшееся солнце, посвященные в сущности скорбели об
утрате того света, влияние которого есть жизнь, тогда как действие стихий,
согласно законам химического притяжения, только производит феномен смерти и
уничтожения. Посвященные силятся выйти из-под владычества поработительницы —•
Ночи в достославную независимость дарующей свободу Софии; быть умственно
погруженными в божество, то есть Свет- Адептам преподавались догматы древнего
естествознания, но уразумение их должно было возникнуть в душе ученика по
вдохновению. Не мертвое тело науки передавалось посвящаемому, предоставляя
случаю, оживится оно или нет, но в него вдыхали живой дух. Так как больше
должно было постигать-
ся внутренним вдохновением, чем передавало устное учение, то это и было
причиной постепенного упадка мистерий; идеал заменился реальностью и чисто
физические элементы — сабеизм и археизм — стали их преобладающими чертами.
Постоянно встречающиеся в святилищах смерти и возрождения эмблемы и напоминания,
указывающие на таинство, на то, что минута высшего психического наслаждения
наиболее разрушительна для телесного существования — то есть высочайшее
наслаждение, как бы мимолетный взгляд в рай, — эти эмблемы и напоминания были
отнесены к одной внешней природе; и ложное толкование их повело к разным
верованиям или суевериям, которые наполнили землю преступлениями и бедствия-
|
|