|
каждом человеке есть Нечто, принадлежащее ему, но как будто находящееся не в
нем, а так сказать, вне его. Это смутное Нечто сильнее его; он не может ни
возмущаться против его владычества, ни уклоняться или бежать от его
преследования. Эта часть нашего существа неосязаема; ее не достигнет ни кинжал
убийцы, ни секира палача; приманками ее не увлечешь, мольбами не смягчишь,
угрозами не устрашишь. Она-то создает в нас двойственность, которую мы ощущаем
в виде угрызений совести. Человек добродетельный, сознающий это, находится в
мире с самим собою; это смутное Нечто не гнетет его и не терзает; так точно,
как в физической природе силы, действующие в человеческом теле, нечувствительны,
когда действуют согласно; если же он поступает дурно, то возмущается лучшая
часть его существа. Тайные общества — выражение той же двойственности,
проявляющейся в народах; они то смутное Нечто в политике, которое действует на
общественную совесть и вызывает угрызения, обнаруживающиеся в виде «тайного
общества», мстительного и очистительного угрызения. Согласно вечным законам,
оно
возрождается через смерть, а свет вызывает из мрака, через огонь. Никто не
видит света, каждый ощущает. Можно сравнить его с невидимою звездой, свет
которой, однако, доходит до нас из области, куда вовек не ступит нога человека.
Одно из самых явных чувств, порождающих тайные общества, - это мщение, но это
хорошая и мудрая месть, вовсе не сходная с личным злопамятством, неизвестным в
вопросах общественных интересов; желание наказывать учреждения, не личности,
поражать щей, а не людей — великая месть соединенными силами, наследство,
передаваемое отцами детям, благочестивый завет любви, который освящает
ненависть и расширяет пределы ответственности и нравственных правил человека.
Есть законная, необходимая ненависть — ненависть ко злу, которая спасает народы.
Горе тому народу, который не умеет ненавидеть, потому что зло это —
нетерпимость, лицемерие, суеверие, рабство!
5. Цель политических обществ. — Цель их членов — воздвигнуть идеальный храм
прогресса, оплодотворить в сердцах прозябающих или порабощенных народов
зародыши будущей свободы. Это достославное здание, правда, еще не закончено и,
быть может, никогда завершено не будет, но попытка, сама по себе, придает
тайным обществам некоторое нравственное величие, тогда как без этой цели борьба
их низводится на степень мелкой, эгоистической войны партий. Она же объясняет
существование тайных обществ, хотя едва ли оправдывает их. Если спросят мое
искреннее мнение, то я отвечу, что не думаю, чтобы тайные общества когда-либо
исполнили, что обещают. Любя справедливость, я не могу не одобрять
теоретического стремления к свободе и равенству; как существо мыслящее, сужу по
опыту в прошлом и природе вещей, где добро и зло должны существовать вечно и
вечно быть в борьбе, о подобное стремление также вечно должно оставаться без
соответствующего практического результата. Свободе еще способствовать можно, и
часто делали это—да и теперь ежедневно делают; но будь сегодня установлено
всемирное, общественное и политическое равенство, едва ли оно продлилось бы по
завтра. Неоспоримо, что пока люди одарены не одинаково, и страсти их не
одинаковы, равенство между ними — одна мечта. Трудно назвать страну, которая
извлекала бы существенную и постоянную пользу из действий какого-либо тайного
политического общества. Надо заметить, что ни в одной из двух стран,
пользующихся наибольшею свободой, политической и общественной, а именно в
Англии и Швейцарии, не бывало тайных обществ с народным или историческим
значением. Правда, когда швейцарцы свергли австрийское иго, тридцать человек
заключили союз для освобождения отечества; но это были заговорщики, и даже их
замыслы значительно изменились, вследствие поступков и смерти Геслера. И Тель
убил, его не потому, что он, Тель, был членом тайного общества и обязан был
убить его,
а за то, что австрийский наместик сделал зло лично ему, угрожая жизни его сына.
6. Религиозные тайные общества. — Самые древние тайные общества образовались не
столько с политической, сколько с религиозной целью, включая всякое искусство и
науку; потому религия справедливо была названа археологией человеческих знаний.
Сравнительная мифология сводит все внешне противоречащие и противоположные
верования к одному первобытному, основному, истинному понятию о природе и ее
законах; все превращения, сопоставления и разговоры одного или более богов,
передаваемые в священных книгах индусов, парсов и других народов, основаны на
простых физических фактах, искаженных и ложно представленных, с намерением или
случайно. Истинное понимание природы было преимуществом наиболее
высокоразвитого из всех человеческих племен, арийского племени, которое
занимало высшую точку азиатской возвышенности к северу от Гималайских гор. К
югу от них лежала долина Кашмира, с ее вечною весною, дивным богатством
растительности и общими чертами природы, всего более подходившей к изображению
земного рая и блаженного местопребывания в высшей степени богато одаренных
человеческих существ.
7. Самый совершенный человеческий тип. — И богато одаренных именно потому, что
в таком благодатном месте мог быть произведен только высший тип, так сказать,
квинтэссенция той роскошной природы, с которой он составлял одно целое и потому
был в состоянии постигнуть ее во всей ее полноте Подобно тому, как силы природы
произвели растения и животных разных степеней развития и совершенства, так они
произвели и различные человеческие типы с разными степенями развития; самый
|
|