|
тайного. Вот, например, туги так сильно желали остаться неизвестными, однако
существование подобного общества подозревали задолго до того, как был открыт
кто-либо из его членов. Алхимики и мистики также нашли свое место в настоя-
щем издании, в силу того, что распространяли тайное учение или учение свое
облекали в слова, понятные одним последователям; так же точно и инквизиция,
хотя являлась государственным судебным учреждением, однако имела своих тайных
агентов и тайное делопроизводство, поэтому справедливо должна быть включена в
категорию тайных обществ.
Тайные общества, религиозные и политические, опять стали возникать со всех
сторон. Религиозные общества могут быть обойдены молчанием, так как вообще не
имеют значения, по отсутствию новизны; но к обществам с политической целью
нельзя отнестись с пренебрежением на основании их ничтожества. Интернационалы,
фении, коммунисты, нигилисты, вагабиты тайно стремятся к ниспровержению
настоящего порядка вещей. Убийства англичан, совершенные индийцами, указывают
на козни тайных обществ в английских владениях в Индии. Незадолго до большого
возмущения индийцев корреспондент одной английской газеты упоминал с
пренебрежением о религиозном обряде, замеченном во всей английской Идии,
который состоял в том, что какие-то маленькие хлебы носили из деревни в
деревню; впоследствии же вышло, что этим обрядом призывали народ готовиться к
всеобщему восстанию; итак, за действиями туземцев надо строго наблюдать.
Для ясности и облегчения справок весь текст разделен на небольшие отделы с
соответствующими заголовками и последовательной нумерацией.
Ноябрь, 1874
ВВЕДЕНИЕ
1. Смысл и свойство тайных обществ. — Для истинных мыслителей, которым история
представляется рядом удивительных целей, нет ничего случайного в жизни мира.
Для них возникновение и действие тайных обществ не странные и необъяснимые
явления, не временная форма, не скоротечное и неожиданное действие, но вполне
ясный и предвиденный результат известных причин.
Некогда тайные общества были так же необходимы, как открытия: дерево должно
иметь корень. Возле владычества силы, идолов богатства, фетишей суеверия должно
было, во все века и во всех государствах, существовать место, где кончалось
владычество силы, где кумирам не поклонялись более, где фетиши были осмеяны.
Таким местом оказывались кабинет философа, храм жреца, подземелье сектанта.
2. Классификация тайных обществ. — Тайные общества могут быть распределены на
следующие.
1) религиозные, как, например, египетские или Элевсинские таинства.
2) военные: тамплиеры.
3) судебные: фемы, или вемы.
4) ученые: алхимики.
5) гражданские: франкмасоны.
6) политические: карбонарии.
Но черта разграничения не всегда точно определена; некоторые общества соединяли
с учеными целями богословские догматы, как, например, розенкрейцеры; и
политические общества имеют неминуемое влияние на гражданскую жизнь. Поэтому
удобнее будет разделить тайные общества на две различные группы:
религиозные и политические.
3. Религиозные общества. — С самых древних времен вероисповедание имело свои
тайные общества; то есть они возникли с того периода, когда истинные
религиозные познания первых людей — состоявшие, надо заметить, из понятия о
мироздании и Вечном Могуществе, которое произвело его, и законах, вторыми оно
поддерживалось — мало-помалу стали утрачиваться в общей массе человеческого
рода Истинное знание лавным образом сохранилось в древних «мистериях», хотя они
и отдалились на одну степень от первобытной, врожденной мудрости, представляя
только тип, вместо прототипа; именно, явления природы внешней, временной,
вместо действительности природы внутренней и вечной, которой видимый мир есть
одно внешнее проявление. Так как определение этого возвращенного теперь
истинного
знания необходимо для уразумения многого, что составляло учение древних
религиозных обществ, то мы, позднее, более подробно остановимся на этом
предмете.
4. Политические общества. — Политические тайные общества были благодетельными
регуляторами и предохранительными клапанами для настоящего; для будущего —
могущественными рычагами. Без них драма истории состояла бы из одного монолога
деспотизма, который, сверх того, лишился бы цели и не имел действия, если бы не
служил к упражнению воли человека, побуждая к противодействию, вызывая
сопротивление.
Каждое тайное общество есть действие размышления, следовательно, совести.
Накопившееся размышление, которое определилось, есть совесть. В этом смысле
тайные общества в некоторой степени служат выражением совести в истории. В
|
|