|
177. Каким образом астрология пришла в упадок.
178.3начение алхимии в науке.
179. Тинктура.
180. Цели алхимии.
181. История алхимии.
182. Образчики алхимического языка.
183. Личная судьба алхимиков.
II. Розенкрейцеры.
184. Заслуги розенкрейцеров.
185. Происхождение общества сомнительно.
186. Происхождение названия.
187. Сведения о них самих.
188. Поэтические вымыслы розенкрейцеров.
189. Преуспеяние и уничтожение розенкрейцеров.
190. Переход к франк-масонам.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Много лет тайные общества были предметом, привлекавшим мое внимание, и я давно
намеревался собрать в единое целое все сведения, которые можно было почерпнуть
из многочисленных, часто отдаленных, а порою совсем недоступных источников, о
любопытнейшей стороне истории человечества — тех тайных учреждениях,
религиозных, политических и общественных, которые существовали с самых древних
веков и до нашего времени. Однако я не привел еще в порядок и не разработал
добытых материалов, когда в "обозрении Athenaeum'a (№ 2196) нашел ссылку на II
Mondo Secreto сеньора де Кастро, с которым позднее имел удовольствие
встретиться в Милане. Я выписал книгу и сначала думал перевести ее; но по мере
того, как подвигалась моя работа, хотя я и начал ее в качестве переводчика, она
принимала
характер все более и более самостоятельный. Многое я нашел нужным опустить из
оригинального произведения, проникнутого известным политическим направлением и
почти всегда слишком снисходительного к разным итальянским политическим партиям,
которые часто не лучше разбойничьих шаек. Многое следовало прибавить из
источников, преимущественно английских и немецких, не известных итальянскому
писателю. Многое надо было привести на других основаниях и показать в ином
свете. Наконец, читателя следовало познакомить с обществами, не упомянутыми
сеньором де Кастро, как например, гардуна, шоффены, фении, интернационалисты,
о-ки-па, ку-клукс-клан, инквизиция, ваххабиты; так что с этими прибавлениями и
дополнениями итальянского оригинала, нередко составляющими целые новые
главы, труд, теперь представляемый английской публике, хотя и сохраняет в
основной форме многое из своего иностранного источника, однако может заявлять
право на то, чтобы его считали оригинальным произведением; более того,
произведением, заключающим в себе самый ясный отчет о тайных обществах,
известных в Англии, Франции, Германии или Италии. Все, что написано по этому
предмету в этих четырех передовых странах Европы, было просмотрено и
использовано мною. На английском языке нет ничего, что могло бы соперничать с
этим.
Любознательный читатель, который пожелает подробнейших сведений, может
свериться со списком сочинений, обозначенных в начале каждой книги; я не хотел
загромождать текст сносками, от которых издание достигло бы объема вдвое против
настоящего. Читатель может быть уверен, что почти все в нем изложенное основано
на многочисленных и веских свидетельствах авторитетных специалистов, хотя
относительно обществ, само существование которых зависело от сохранения тайны и
которые поэтому, ввиду осторожности, оставляли за собой как можно меньше
письменных доказательств, старинная поговорка имеет особенное значение: «What
is hits is history, And what is mist is mystery». (Что в цель попало, то
история,
А где туман, там тайна.)
Наконец, имея и то в виду, что объем настоящего издания требовал сжатого
изложения фактов — при громадной обширности предмета, — я вводил в описание
только такие пояснения и замечания, которые оказывались неизбежны для уяснения
темных мест или пополнения недостающих исторических звеньев.
С первого взгляда может показаться, что некоторые общества неправильно включены
в это издание, как «тайные» общества, например, масоны. Члены тайных обществ не
имеют обыкновения заявлять это всему свету, могут нам возразить, однако ни один
масон не сочтет стыдом и не побоится назвать себя масоном; напротив, он этим
гордится и готов трубить о том всем и каждому, а самый неистовый кельт,
жаждущий содействовать возрождению родной земли и вступивший для того в
братство фениев, имеет достаточно ума, чтобы содержать это в глубочайшей тайне
от непосвященных. Я придерживался такого правила: включал в свое
собрание «тайных» обществ все те, которые имели или имеют «тайные правила и
обряды», скрытые от света, хотя существование самого общества – вовсе не тайна.
В сущности, нет союза между людьми, который не обнаружился бы со временем. При
всем желании членов союза скрываться во мраке и не быть лично известными, цель
их соединения должна обнаружиться какими-нибудь явными действиями; где есть
действие, там предполагается деятель, и если нет видимого, то подозревают
|
|