|
Тесмофории относились не к одному земледелию, но и к интимным отношениям мужа и
жены. Как Церера или земля оплакивала отсутствие Прозерпины или солнца, так
афинянки оплакивали, во время этого празднования, отсутствие светоча любви, и
подобно тому, как Церера наконец развеселяется от простого напитка, который ей
предлагает Баубо, так и лицо, называемое Иамб, нелепыми шутками и грубою
мимикой возвращает веселое настроение духа совершающим обряд.
63. Цель греческих мистерий более нравственная, чем религиозная. — Цель
посвящения в греческих мистериях была скорее нравственной, чем религиозной; в
этом они отличались от индийских и египетских мистерий, которые были
религиозными, научными и политическими. В то время, когда мистерии введены были
в Греции, наука уже перестала быть преимуществом немногих, политическая жизнь
этой страны вызвала энергию в народе и сделала его строителем собственного
величия. В этом уже видится заря новой эры — падение древнего поклонения
природе и стремление человечества, посредством пытливого изучения и
самостоятельных усилий, побороть природу, что диаметрально противоположно духу
древности,
состоявшему в полном смирении и покорности влиянию всесущего Вещества.
VI КИТАЙСКИЕ И ЯПОНСКИЕ МИСТЕРИИ
64. Китайская метафизика. — В китайской космогонии мы видим следы некогда
преобладавшей во всем мире науки о свойствах вечной природы. Вещество
-первобытное вещественное начало — предполагается действующим на самого себя и
таким образом возни кают две силы. Первую, вещественное начало, называют
Таи-Кеик и описывают как первое звено в цепи причин, это крайняя граница в
безграничности, хотя посреди отсутствия всякого существования всегда
существовало бесконечное Ли или «начало порядка». Ли называется бесконечным,
потому что невозможно представить его в каком-либо образе, так как это —
«Вечное Ничто».
Эти фрагменты, несомненно, самой древней метафизической системы в свете служили
предметом насмешек новейших писателей, но читатель усмотрит, что. при всем
несовершенстве изложения, это настоящее теософское учение.
65. Введение в китайские мистерии — Китайцы исповедовали буддизм в самой
простой форме и поклонялись невидимому Богу всего за несколько столетии до
христианской эры. Из учения Конфуция, жившего за пять веков до Р.Х., явствует,
что в его время не было мистерий; они сделались необходимы только тогда, когда
ки тайцы стали идолопоклонниками.
Главной целью посвящения было погружение в божество О-МИ-ТО-ФО Слово Омито
проис
ходило от санскритского Армида, а Фо — другое название Будды. Буква Y
изображала триединого Бога и была на самом деле неизреченным именем божества,
Тетрактисом Пифагора и Тетраграммой евреев Радуга в мистериях была символом
вновь появляющегося солнца и предметом поклонения, и это не только в Китае, но
и в Мексике.
66 Параллель между буддийскими и римско-католическими обрядами. — Общее
сходство
бьет в глаза так, что сами толики не могут не признавать этого и объясняют тем.
сатана подделывается под истинную веру. Сходство существует даже в самых мелких
подробностях. У тех и других один верховный и непогрешимый глава церкви,
безбрачие духовенства, монастыри мужские и женские, молитвы на неизвестном
языке, молитвы святым и заступникам, а главное, дева с младенцем, также молитвы
за «мерших, повторение молитв с четками, подвижничество и рвение выходит за
пределы положенного, добровольные обеты строгого соблюдения религиозных обрядов
и самоистязание, ежедневное богослужение с зажженными свечами, состоящее из
пения, окропления водою, поклонов и коленопреклонений, постные дни и праздники,
религиозные процессии, изображения и картины, легенды, поклонение мертвым,
исповедь, чистилище и т. д. В некоторых отношениях есть сходство и с богослуже-
нием евреев; они умилостивляют верховное существо кровью быков и козлов и
жертвоприношениями. Сходство это объяснить не трудно. Католицизм и некоторые
другие вероисповедания — это буддизм, облеченный в новую форму. Много религий
на земном шаре, и это одно только суеверное искажение понятия о естественных
явлениях. Предание о священнике Иоанне подтверждает сходство буддизма с
христианской верой. В двенадцатом столетии в Китае было многочисленное
монгольское племя, исповедовавшее буддизм, который был принят путешественниками
за восточную христианскую религию. Несториане, жившие среди монгол, назвали их
главу священником Иоанном, что и дало повод к преданию, будто в Азии
существовала христианская церковь, папа которой носил титул священника Иоанна.
67. Лао-Цзы. — Конфуций — религиозный законодатель Китая, но Лао-Цзы — его
философ. Он превзошел Конфуция в глубине и свободе мысли. Слово Лао или Ли
трудно передать; сами китайцы определяют его как «вещь, неопределенную,
неосязаемую, в которой, однако, есть образы». Сам Лао-Цзы, по-видимому, считает
его равносильным «разуму». Философия Лао-Цзы исполнена любви и мира, и в этом
отношении имеет много похвальных общих черт с учением христианства.
|
|