|
изображалась с различными эмблемами, означающими ее разнородные свойства.
Светлый круг, змея, колосья и цитра означали почетные божества Гекатейских
(Геката—богиня ночи), Вакхических, Элев-синских и Ионических мистерий, то есть
таинств вообще, для которых аллегория была изобретена. Черная мантия, в которую
она облекалась, с вышитым серебряным месяцем и звездами означала время, когда
совершались таинства, именно глухую ночь. Ее различные имена приведены в
следующих словах, которые Апулей в своем «Золотом осле», описывая мистерии под
видом басни, влагает в ее уста: «Вот, Люций, тронутая твоею мольбою, я явилась
к тебе; я — природа, родительница всех вещей, царица всех стихий, первобытное
исча
дие веков, высшее из божеств, владычица духов умерших, первое из небесных и
первое из всемирных веществ, единый и многообразны," вид самобытной материи; я,
знаком управляющая яркими вершинами неба, ветрами на морях и тишиною в пределах
под ним, единому божеству которой весь шар земной поклоняется под различными
видами, множеством названий и разными обрядами. Поэтому первые фригийцы
называли меня Пессинунтикой, матерью богов, жители Аттики — кекроповой Минервой,
плавающие киприйцы — пафосскою Венерою, стрелонос-ные жители Крита —
диктейскою Дианою, трехъязычные сицилийцы — адскою Прозерпиною и элевсинцы
—древней богиней Церерою. Некоторые называют меня также Юноной, другие Беллоной,
еще Гекатою и Рамнузиею. Эфиопы, арийцы и египтяне, посвященные в древнюю
науку, воздают мне честь особенными обрядами и называют моим настоящим именем —
царица Изида».
Из этого ясно, что Изида была в глазах посвященных не одною луною. В святилище
разные образы сведены к единству, множество кумиров сливается в одно божество,
то есть в первобытную силу и разум.
ПРЕВРАЩЕНИЯ МИФА ОБ ИЗИДЕ
55. Распространение египетских мистерий. — Отблески египетских мистерий
просвечивают и составляют суть во всех тайных учениях в Финикии, Малой Азии,
Греции и Италии. Кадм и Инах завезли их в Грецию вообще, Орфей во Фракию,
Меланф в Аргос, Трофоний в Беотию, Минос на Крит, Кинирас на Кипр, Эрехтей в
Афины. Подобно тому, как в Египте мистерии посвящались Изиде и Озирису, в
Самофракии они посвящались матери богов, в Беотии — Вакху, на Кипре — Венере,
на Крите — Юпитеру, в Афинах — Церере и Прозерпине, в Амфис-се — Кастору и
Поллуксу, в Лемносе — Вулкану, и таким же образом другим в иных местах, но цель
их и свойства повсюду были одинаковы — поучать единобожию и будущей жизни.
56. Дионисии, или вакхические мистерии. — Они делились на большие и малые.
Последние праздновались ежегодно в осеннее равноденствие и на эти празднества
допускались женщины с символом производительной силы на шее. Они кончались
принесением в жертву нечистого животного, которое съедали поклонники. Тогда же
неофиты и посвященные направлялись со священною пляскою к храму. Девушки с
золотыми вазами, наполненными отборными плодами, шли впереди, а вслед за ними
женщины, носящие символ производительной силы. За ними шли другие участники
торжества, переряженные женщинами, которые исполняли все отвратительные
действия пьяного человека. В следующую ночь совершалось посвяшение, при котором
басня о Вакхе, убитом титанами, представлялась в действии и неофит изображал
собою Вакха.
Большие мистерии праздновались каждые три года в весеннее равноденствие,
поблизости от болота, подобно саисским празднествам в Египте. В ночь перед
посвящением жена иерофанта приносила в жертву барана. Она изображала жену Вакха,
и когда сидела в этом качестве на троне, жрецы и посвященные обоих полов
восклицали: «Приветствуем тебя, супруга, приветствуем новый свет!» Неофит
очищался огнем, водою и воздухом, подвергаясь троекратному искусу, подобному
тем, которые были описаны в ином месте, и наконец вводился в святилище,
увенчанный миртами и в одежде из шкуры молодого оленя.
57. Сабазийские мистерии. — Сабазий было другим именем Вакха, вероятно,
произведенным от Шива или какой-либо сходной формы, астрономическое значение
которого — планетная система с бесчисленными солнцами и звездами. Мистерии
совершались ночью; изображали они любовную страсть Юпитера (в виде змеи) и
Прозерпины. Золотая — другие утверждают, живая — змея всовывалась неофиту за
пазуху, и тот восклицал: «Evoe! Sabai! Bacchi! Anes! Attes! Hues!» Evoe, или
Ева, означало на многих древних языках и змею, и жизнь: воспоминание об имени
жены Адама и происхождении культа змеи в Древнем мире. Когда Моисей поднял в
пустыне медную змею, опечаленные израильтяне знали, что это знак сохранения.
Sabai (Сабаи) уже объяснено, Hues и Attes — Другие названия Вакха. Эти мистерии
продолжали совершаться до прекращения язычества и в царствова-ние Домициана в
одном Риме находилось 7 000 посвященных.
58. Кабирийские мистерии . — Кабира — финикийское слово, означающее
«могуществен
ный». Были четыре бога: Асхиер, Ахиохерзус, Ахиохерзаи Камилл. Последний был
убит своими тремя братьями, которые похитили у него органы производительной
силы; это аллегорическое убийство и праздновалось в тайных обрядах. Камилл то
же, что Озирис, Адонис и другие, подвергшиеся такомк же увечью и служащие
символом утраты солнцем производительной силы во время зимы. Главным местом
|
|