|
Большая пирамида, гробница Озириса, воздвигнута была в таком положении и на
такую высоту, что в весеннее и осеннее равноденствие солнце показывалось ровно
в полдень на верхушке, будто опираясь на это громадное подножие, между тем как
поклонники его, распростертые у основания, созерцали великого Озириса, когда он
сходил в могилу и когда поднимался из нее с торжеством.
51. Порядок посвящения. — В сопровождении проводника посвящаемый должен был
сойти в глубокий и темный колодезь или род шахты под пирамидою; он спускался по
лестнице, приставленной к боку ямы, и был снабжен факелом. Достигнув дна, он
видел перед собою две двери — одна была заперта на засов, а другая подавалась
тотчас от прикосновения его руки.
Пройдя в дверь, он видел извилистую галерею, между тем как дверь захлопывалась
за ним с грохотом, который оглашал все своды. Его взору представлялись надписи,
вроде следующей: «Кто пройдет по этому пути один и не оглядываясь назад, тот
будет очищен огнем, водою и воздухом и, восторжествовав над страхом смерти,
выйдет из недр земли на свет дневной, готовясь в душе к принятию мистерии
Изиды» Идя далее, неофит достигал другой железной двери, охраняемой тремя
вооруженными людьми, на блестящих шлемах которых были изображены символические
животные,
Церберы Орфея. Здесь посвящаемому предоставлялась последняя возможность
вернуться назад, если он пожелает. Когда он решал, что пойдет дальше, то
подвергался огненному искусу, проходя чрез залу, наполненную зажженными
горючими веществами, образующими огненные стены. Пол был устлан решетками из
докрасна
раскаленных железных полос, между которыми, однако, оставались узкие промежутки,
куда неофит мог ступать безопасно. Когда он преодолевал эту преграду, ему
предстояло выдержать искус посредством воды. Широкий и темный канал,
наполняемый водами Нила, преграждал ему путь. Поставив мерцающий факел себе на
голову, он бросался в воду и переплывал на другой берег, где его ожидал главный
искус — посредством воздуха. Из воды он выходил на платформу, которая вела к
двери из слоновой кости с двумя медными стенами по обе стороны; к каждой стене
было приделано по громадному колесу из такого же металла.
Тщетно силился неофит отворить дверь, и наконец, увидав два больших железных
кольца в двери, хватался за них; вдруг платформа уходила из-под его ног,
холодный ветер задувал его факел, два медных колеса вращались с грозною
быстротой и оглушительным стуком, а неофит в это время висел, ухватившись за
кольца, над бездонною пропастью. Но прежде, чем он мог выбиться из сил,
платформа становилась на свое место, двери из слоновой кости отворялись, и он
видел перед собою великолепный храм, ярко освещенный и наполненный жрецами
Изиды, с иерофантом во главе, в нарядах, соответствующих мистическому значению
их обязанностей. Но этим еще не оканчивался обряд посвящения. Неофита
подвергали посту, который постепенно становился строже, на девятидневный срок.
В это время ему предписывалось строгое молчание, и если он не нарушал его, то
наконец был вполне посвящен во внутреннее учение Изиды. Его ставили перед
тройной статуей Изиды, Озириса и Горуса — еще один символ солнца, — где он
клялся никогда не открывать того, что емУ передано в святилище, и сперва
выпивал поданную ему первосвященником воду Леты, для забвения всего, что слышал
до состояния перерождения, а потом воду Мнемозины, дабы помнить все уроки
мудрости, внушенной ему в мистериях. Затем его вводили в самую сокровенную
часть священного
здания, где жрец научал его применению символов, там находящихся. И тогда уже
его всенародно объявляли лицом, посвященным в мистерии Изиды — первую степень
египетских религиозных обрядов.
52. Мистерии Сераписа. — Они составляли вторую степень. О них нам известно не
много; только Апулей слегка касается их. Когда Феодосии разрушил храм Сераписа,
там были открыты подземные ходы и машины, где жрецы подвергали неофитов
испытаниям. Порфирий, упоминая о больших мистериях, приводит выписку из
Херемона, египетского жреца, которая придает астрономический смысл всей легенде
об Озирисе, чем подтверждает сказанное нами выше. И Геродот, описывая храм
Минервы, где совершались обряды Озириса, и говоря о могиле, находившейся в
самом сокровенном тайнике, как в христианских церквах за алтарем бывает Голгофа,
говорит. «Это могила бога, которого имя я не дерзаю упоминать». Calvary
(Голгофа) происходит от латинского слова «лысый» — в переносном смысле
«бесплодный», «иссохший», указание на мертвенность природы в зимнее время.
53. Мистерии Озириса. — Они составляли третью, высшую степень египетского
посвящения. В них легенда об избиении Озириса братом его, Тифоном, изображалась
в действии, и Бог был представляем неофитом. (Как мы увидим впоследствии,
франкмасоны целиком заимствовали это посвящение для степени мастера, заменив
Озириса Хирамом Абифом, одним из трех строителей Соломонова храма.) Вполне
посвященный неофит назывался Al-om-jak, по имени божества, и догмат о едином
Боге составлял главную сообщенную ему тайну. Как велика и как опасна была эта
тайна, легко понять, когда припомнишь, что много веков спустя после учреждения
мистерий Сократ лишился жизни за то, что провозгласил это самое учение.
54. Изида. — Большое число названий Изиды уже было упомянуто. Она также
|
|