|
32. Религии, происшедшие от магизма, — И это поклонение не было единственною
ересью, единственным тайным обществом, возникшим из недр магизма; постепенно
его обряды исказились до того, что служили прикрытием самому ужасному разврату,
который со временем был освящен и даже ободряем в мистериях. Еще позднее
сделалось аксиомой в религии, что отпрыск от сына и матери всего лучше
приспособлен к исполнению обязанности жреца. Следы магизма видны также в
умозрениях Манеса, Религии любви и тайной истории тамплиеров.
Ш БРАМИНЫ И ГИМНОСОФИСТЫ
33 Простонародная вера в Индии. — Если смотреть на нее, как на искажение
магизма, или как на общую основу всей азиатской теософии, то она представляет
такое беспредельное богатство божеств, что ни одна другая религия с нею не
сравнится. Это изобилие — несомненный признак умещенной бедности и грубого
невежества народа, который, не имея понятия о законах природы и приведенный в
ужас явлениями ее, признавал столько же сверхъестественных существ, сколько для
него было тайн. Брамины насчитывают около 300 000 богов — страшная толпа, из-за
которой жизнь в Индии проникнута раболепством и застоем, которая поддерживала
разделение на касты, покровительствовала невежеству и, как тяжелый сон, давила
на грудь обманутых жертв, превращая их существование в страдание и рабство.
34. Тайные учения. — Но в тайном святилище эти пустые призраки исчезали и
посвященных учили смотреть на них как на бесчисленные случайности и внешние
проявления Первой Причины. Брамины не считали народ способным постичь и
сохранить во всей чистоте религию духа и потому облекли ее в образы и изобрели
язык, непонятный для толпы, но, вследствие исследований ориенталистов, понятный
для нас, и мы могли удостовериться, что индийская религия — одна из чистейших,
когда-либо известных людям. Во второй главе первой части «Вишну Пурана»
написано: «Бог без образа, ему нет названия или определения, он неизобразим,
совершенен, не подлежит уничтожению, перемене, горю или страданию. Мы только
можем сказать, что он, то есть Вечное существо, есть Бог. Простые люди думают,
что он в воде; более просвещенные предполагают его в телах небесных;
невежественные видят его в дереве и камне; только мудрый усматривает его во
всемирной душе». В «Маганирване» говорится: «Многочисленные образы,
соответствующие свойствам разных сил и качеств, были изобретены для тех которые
лишены достаточного понимания». И в прутом месте: «Мы не можем составить себе
понятия, как описать Предвечное Существо; оно выше всего, что доступно уму,
выше природы... Тот Единый, который не был определен ни на каком языке и придал
речи все ее значение, он есть Высшее Существо... а не частица целого, которой
по-
клоняется человек... Это Существо простирается над всеми вещами. Оно — дух без
телесной оболочки, не имеет пространства, какого-либо объема, не воспринимает
впечатлений и не снабжен органами; оно чисто, совершенно, всеведуще, всесуще,
владыко разума... душа вселенной».
35. Брама и Будда. — Политеизм в Индии распался на две большие секты —
буддистов и браминистов, из которых каждая имела свои отличительные черты.
Намеки на этот раскол встречаются в легенде о Храме, есть и другие п/нкты в
теологическом перечне, которые в свою очередь относятся к преданиям об этих
двух главных сектах. Индийцы, греки (кроме Пифагора, который в некоторой
степени был буддистом) и бретоны были, если так можно выразиться, браминистами;
китайцы же, японцы, персы и саксы — буддистами. Буддисты руководствовались
магизмом, браминисты — сабеизмом. Знаменитое буддийское учение нирваны, или
нигилизма, — вовсе не понятое, пока под ним подразумевали полное уничтожение, —
учение глубоко теософское и на самом деле означает совершенное поглощение
божеством, хотя Будда не допускает личного бога, или творца. Под божеством он
подразумевает свет и вечную свободу, почему нирваной называет высшую степень
духовной свободы и блаженства. Индивидуальная душа, оставив тело, в котором
находилась в заключении, возвращается во всемирную душу, так точно, как
солнечный луч, заключенный в куске дерева, когда оно сгорит, возвращается в
вечный океан света. К этому учению впоследствии привили ложное верование в
метапсихоз, или переселение душ, и мизантропическую систему самоотречения.,
которая в Индии привела к самоистязаниям факиров и других фанатиков, а в
христианских общинах встречала подражание, как например в аскетизме постов,
покаяния, умерщвления плоти, пустынничества, бичевания и всего, чему подвергали
себя монахи, отшельники и другие религиозные ревнители.
36. Аскетизм. — Аскетизм, основанный на вышеприведенном понятии, а именно, что
Абсолютное, или Всесущее, есть истинное существование, тогда как индивидуальные
явления, особенно вещество во всех образах на самом деле ничто, то есть одни
призрачные наваждения, которых следует избегать, как увеличивающих расстояние
от Абсолютного, и что погружение в божество может быть достигнуто и в этой
жизни умерщвлением плоти, преобладал и до сих пор преобладает в Индии, где его
доводят, в тысяче случаях, до пределов самоистязания, даже до самой смерти На
празднествах в честь грозной богини Бовани, жены Шивы когда ее массивное
изображение везется к Гангу на колеснице с заостренными колесами,
исступленные изуверы, увенчанные цветами и радостные, как будто идут к брачному
алтарю, бросаются толпами при звуке труб под колеса, чтобы добровольно принести
себя в жертву и быть разрезанными на части. В разных сектах аскетизм также был
поводом к самым странным обычаям. В «Рассказах королевы Наваррской» есть место,
|
|