|
Далее – знаменитое, классическое описание косьбы, принадлежащее к лучшим
страницам русской литературы.
Следующий после Петрова большой пост – УСПЕНСКИЙ. Он длится с 1/14 по 15/28
августа и заканчивается в праздник УСПЕНИЯ (кончины) Богородицы. Успенский пост
в народе назывался СПОЖИНКАМИ (или ГОСПОЖИНКАМИ), так как праздник Успения
знаменовал собой завершение уборки урожая – спожинать означало дожинать. Слово
«спожинки» превратилось в «госпожинки» по созвучию со словом «госпоженка», как
иногда называли Богоматерь. Если Бог был господь, то есть господин, то
Богоматерь – госпожа.
В «Преступлении и наказании» Достоевского мать Раскольникова пишет, что
Лужин, жених дочери, «хочет сыграть свадьбу в нынешний мясоед (то есть время
между Петровым и Успенским постом. – Ю.Ф.), а если не удастся, по крайности
срока, то тотчас после госпожинок».
В «Былом и думах» А.И. Герцен передает такой разговор:
«– Да ты что это, Анна Якимовна, больна, что ли, ничего не кушаешь?
…
– …да так-с, по-старинному-с, ха, ха, ха, теперь спажинки».
Глава IV повести Л. Толстого «Семейное счастье» начинается с фразы: «Был
Успенский пост, и потому никого в доме не удивило мое намерение – говеть в это
время». Дело в том, что Успенский пост, или спожинки, соблюдался немногими, и
говение в него не считалось обязательным. Только сильные душевные переживания
героини «Семейного счастья» побудили ее к говению.
Главный осенний праздник – ПОКРОВ (1/14 октября). История его восходит к 910
году, когда в одном из храмов Константинополя во время богослужения юродивый
Андрей и его ученик Епифаний увидели парящую в воздухе Богородицу, которая
распростерла над молящимися свое широкое белое покрывало – покров – и
произнесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий. В дохристианское
время праздник знаменовал окончание всех работ по уборке урожая и наступление
холодов.
Народ кратко сформулировал значение Покрова в пословице: «До Покрова – осень,
за Покровом зима идет». К Покрову крестьяне-отходники возвращались в родные
деревни. В поэме Некрасова «Коробейники» праздник этот играет немалую роль для
определения времени действия. «Опорожнится коробушка, / На Покров домой пойду»,
– говорит парень-коробейник, то есть странствующий торговец галантерейным
товаром. «Да, трудненько Катеринушке / Парня ждать до Покрова… Чуя близость
холодов, Катя пуще разгорается… Вот и праздничек Покров!»
Покров был не только веселым днем окончания всех полевых работ, но и
печальным днем рекрутчины. «В приказе сказано, до Покрова нужно свезти рекрут в
город», – говорит приказчик барыне в рассказе Л. Толстого «Поликушка».
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, или ФИЛИППОВ, ПОСТ начинался после дня святого Филиппа, то
есть 15/28 ноября и заканчивался в рождественский сочельник 24 декабря / 6
января, продолжаясь, таким образом, сорок дней. Это был второй по значению
(после Великого) пост.
В характеристике патриархальной четы Лариных («Евгений Онегин») есть строка,
ироническое содержание которой ускользает от внимания не только читателей, но и
комментаторов романа: «…Два раза в год они говели…» (глава вторая, строфа XXXV).
А ГОВЕТЬ надо было не два, а четыре раза в год – по числу постов! Тем самым
Пушкин показывает (и это было ясным его современникам), что храня «в жизни
мирной / Привычки милой старины», супруги Ларины отнюдь не были ревностными
постниками. Надо думать, что говели они только в главные посты – Великий и
Рождественский.
Сокращенно в обиходе Филиппов пост назывался ФИЛИППОВКОЙ: «Ноябрь уж
приходил к концу, началась Филипповка», – читаем в рассказе Лескова «Житие
одной бабы». Но Филипповкой назывался не только самый пост, но и его канун –
Филиппово заговенье. ЗАГОВЕНЬЕ, или ЗАГОВЕНЫ, – последний день перед постом,
когда разрешалось есть скоромную пищу.
«У меня к Филиппову посту будут и птичьи перья», – говорит хозяйственная
Коробочка Чичикову. Домашнюю птицу забивали на зиму в большем, чем обычно,
количестве.
Как и в остальные посты, свадьбы в Филиппов пост запрещались. Отсюда и фраза
в «Пошехонской старине» М.Е. Салтыкова-Щедрина: «И так как приближались
Филипповки, то решено было играть свадьбу в рождественский мясоед».
МЯСОЕД – время, в которое разрешалось есть мясо и отменялись все другие
запреты, связанные с постами. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МЯСОЕД – период от Рождества
Христова до Великого поста. Закоренелый холостяк Подколесин в «Женитьбе» Гоголя,
придя к выводу, что «наконец точно нужно жениться», укоряет себя: «Вот опять
пропустил мясоед. А ведь, кажется, все готово, и сваха вот уж три месяца ходит».
СОЧЕЛЬНИК (24 декабря / 6 января), или ГОЛОДНАЯ КУТЬЯ, был последним постным
днем, отсюда и мысль гоголевского кузнеца Вакулы («Ночь перед Рождеством») при
виде Пасюка, пожирающего вареники: «Ведь сегодня голодная кутья, а он есть
вареники, вареники скоромные!»
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО было вторым после Пасхи важнейшим праздником
христианского календаря. Его не надо путать с РОЖДЕСТВОМ БОГОРОДИЦЫ (днем
рождения матери Христа), отмечаемым гораздо более скромно 8/21 сентября.
После Рождества Христова начинались СВЯТКИ, описанием которых мы и начали
перечень основных праздников и постов.
Остальные даты и термины народного календаря, не упомянутые в основном
тексте, но часто встречающиеся в русской классической литературе, приводятся в
алфавитном порядке (для удобства пользования).
|
|