Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Ю.А. Федосюк - ЧТО НЕПОНЯТНО У КЛАССИКОВ, или ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО БЫТА XIX ВЕКА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 96
 <<-
 
   Главный в году православный праздник – ПАСХА, или СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО 
ВОСКРЕСЕНИЕ. Он взят христианами у иудеев, которыми был установлен в память об 
избавлении еврейского народа от египетского рабства. У христиан праздник 
приобрел совершенно иное содержание. Им отмечается чудесное воскресение Иисуса 
Христа после его казни и снятия с креста.
   Сам праздник Пасхи часто назывался в народе СВЯТОЙ НЕДЕЛЕЙ или просто СВЯТОЙ.
 Слово «неделя» здесь следует понимать в устаревшем значении – воскресный день; 
неделя – от не делать, не работать. Впоследствии это слово стало обозначать всю 
семидневку, или по-церковнославянски седмицу, а нерабочий день назвали 
воскресеньем – в честь Воскресения Христова.
   В эпилоге романа Достоевского «Преступление и наказание» говорится, что 
Раскольников «пролежал в больнице весь конец поста и святую», то есть праздник 
Пасхи.
   Придя домой из церкви, верующие разговляются, отмечают праздник и окончание 
Великого поста обильной и вкусной едой и питьем. Эти праздничные застолья ярко 
описаны в юмористических рассказах молодого Чехова.
   Неделя после праздника Пасхи называется СВЕТЛОЙ.
   За светлой неделей следует ФОМИН ПОНЕДЕЛЬНИК и ФОМИНА НЕДЕЛЯ, или, 
по-народному, КРАСНАЯ ГОРКА, – время долгожданных свадеб, запрещенных в Великий 
пост. Поэтому свадьбы на Фоминой неделе были особо многочисленны.
   Горничная Таня в комедии Л. Толстого «Плоды просвещения» просит бар, чтобы 
отпустили ее в деревню, так как у нее с женихом Семеном «дело теперь сладилось… 
А на Красную горку и свадьба».
   В рассказе А.И. Куприна «Бонза» читаем: «…ее жених – морской офицер, гостил 
в Москве в ожидании Фоминой недели, на которой назначен был день свадьбы».
   В рассказе Л. Толстого «Дьявол»: «На Красную горку Евгений обвенчался в 
городе и тотчас же с молодой женой уехал в деревню».
   В повести Чехова «Моя жизнь» Михаил и Маша повенчались «вскоре после Фоминой 
недели».
   Как бы ни колебалось из-за лунного цикла время Пасхи и Красной горки, но это 
всегда весна. Не случайно в «Анне Карениной» говорится: «…на второй день святой,
 понесло теплым ветром… и на самую Красную горку… открылась настоящая весна».
   24 июня (7 июля) празднуется день ИВАНА КУПАЛЫ. Хотя церковь поминает в этот 
день Иоанна Крестителя (Предтечу), на самом деле Иван Купала – дохристианский 
славянский праздник, посвященный борьбе со злыми духами с помощью огня и 
разного рода растений. В ночь на Ивана Купалу жгли костры, устраивали игры и 
пляски. Гоголь посвятил этому таинственному празднику свой чудесный 
рассказ-быль «Вечер накануне Ивана Купалы».
   Праздник ТРОИЦЫ – передвижной, он отмечается на 50-й день после Пасхи. (В 
отсчет включается и самый праздник Пасхи.) Отсюда и другое его название – 
ПЯТИДЕСЯТНИЦА, так как он приходится на седьмое воскресенье после Пасхи. 
Седьмой от Пасхи четверг именуется СЕМИК.
   Праздник Троицы издревле был связан с культом растительного мира, большое 
место в нем всегда уделялось поклонению деревьям и другим растениям, отсюда и 
обычай украшать дома березовыми ветвями. Один из обрядов описан во второй главе 
«Евгения Онегина» (строфа XXXV), где о Лариных говорится:
 
…В день Троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три…
 
   ЗАРЯ, или ЗОРЯ (другое название – ЛЮБИСТОК), – пахучая травка, которую во 
время троицкого богослужения следовало оросить слезами, дабы очиститься от 
грехов.
   Гоголь, всегда интересовавшийся народными обычаями, записал в своей 
карманной книжке: «Троицын день и семик – не работают три дня: заплетают венки, 
поют песни; хороводный праздник, оканчивающийся бросанием венков в реку».
   Праздничные гуляния происходили в семик как в селах, так и в городах. «На 
Ярилином поле по семикам городское мещанство устраивало гулянье», – пишет А. М. 
Горький в «Жизни Матвея Кожемякина». В Москве подобные гулянья происходили в 
Марьиной Роще.
   Ближайшая после семика суббота считалась РОДИТЕЛЬСКОЙ – день поминовения 
близких родственников.
   Сразу после Троицы начинался ПЕТРОВ ПОСТ, длившийся до дня Петра и Павла (29 
июня / 12 июля). Так как начало этого поста определялось лунным календарем – по 
Троице, а конец приходился всегда на один и тот же день, то продолжительность 
поста была различной – от 5 до 42 суток.
   ПЕТРОВ ДЕНЬ – любимые народом ПЕТРОВКИ, середина лета, время сенокоса: 
«Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос» (Некрасов). Герасим в «Муму» 
Тургенева «о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы 
молодой березовый лесок смахивать с корней долой…»
   «Аверкий слег, разговевшись на Петров день», – так начинается рассказ Бунина 
«Худая трава»; именно с Петрова дня можно было есть скоромную пищу.
   Константин Левин («Анна Каренина») приступает в своем имении к покосу, не 
дожидаясь Петрова дня, так как видит «не движимое ветром огромное серо-зеленое 
море луга». Встреченный старик Фомич говорит ему: «По-нашему, до Петрова дня 
подождать. А вы раньше всегда косите. Что ж, Бог даст травы добрые. Скотине 
простор будет».
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 96
 <<-