|
ВВЕДЕНЬЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (по-народному – ВВЕДЕНЬЕ) – 21 ноября
/ 4 декабря. В трехлетнем возрасте родители торжественно ввели (отсюда и
«введение») в иерусалимский храм Марию, будущую Богоматерь, оставив ее
воспитываться при храме вплоть до совершеннолетия, то есть до 15-летнего
возраста, после чего она была выдана замуж за пожилого вдовца плотника Иосифа.
Введение знаменует наступление устойчивых зимных погод. «Наложило Введенье на
воду толстое леденье», – говорили в народе.
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ, или ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ, празднуется за неделю
до Пасхи, до него – ВЕРБНАЯ СУББОТА, вся же предшествующая неделя именуется
ВЕРБНОЙ. В древнем Иерусалиме Христа встречали пальмовыми ветвями. В России
пальмовые ветви заменили вербой – растением, которому еще древние приписывали
магические свойства. В вербное воскресенье, согласно евангельскому преданию,
Иисус Христос торжественно въехал в Иерусалим на ослице (символ кротости и
смирения в отличие от боевого коня), где свершил свои последние подвижнические
деяния, утвердившие его во мнении народном как сына Божьего и спасителя
человечества.
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ празднуется на 40-й день после Пасхи, между 1/14 мая и
4/17 июня. В этот день Иисус, завершая свою земную жизнь, взошел на гору
Елеонскую, благословил учеников-апостолов и вознесся на небо. На Вознесение
происходит второй приезд Нехлюдова к тетушкам («Воскресение» Л. Толстого) и
решительный поворот в его отношениях с Катюшей.
ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ отмечается постоянно 14/27 сентября в память
того, что на Голгофе – месте казни Христа – был воздвигнут найденный здесь
крест, на котором он был распят. Воздвижение народ связал с крестьянскими
приметами: «Хлеб с поля двинулся» (то есть убрана последняя копна) и «Птица в
отлет двинулась».
ВЕЧЕРНЯ – вечерняя церковная служба.
ДУХОВ ДЕНЬ – праздник в честь Святого Духа – одного из трех лиц Троицы,
празднуется на другой день после Троицы.
ЕГОРИЙ ВЕШНИЙ. Георгий (в народе Егорий) Победоносец всегда был особо
почитаемым святым. Он изображается в виде воина на коне, поражающего копьем
дракона. Отмечается 23 апреля / 6 мая. Начало полевых работ.
ЕГОРИЙ ОСЕННИЙ, или ЮРЬЕВ ДЕНЬ (26 ноября / 9 декабря), также посвящен
Георгию Победоносцу. «Один Егорий голодный, другой холодный», – говорилось, в
народе об обоих праздниках. До 1607 года в день Егория (Юрия) Осеннего
крепостным крестьянам разрешался переход от одного помещика к другому. Отмена
этого права и породила горестную поговорку: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».
ЗАУТРЕНЯ – ранняя утренняя служба, «…звонят / К заутрени», – говорит Пимен в
«Борисе Годунове» Пушкина, заканчивая свою беседу с Григорием.
ИЛЬИН ДЕНЬ посвящен грозному пророку Илье – покровителю земледелия и водной
стихии. В верованиях славян-земледельцев он как бы сменил языческого Перуна.
Так же, как и Перун, он разъезжает по небу в колеснице и мечет на землю
огненные стрелы (молнии) и град. Отмечается 20 июля / 2 августа, когда и в
самом деле часто случаются грозы. Для крестьянина Ильин день знаменовал конец
сенокоса, начало жатвы: «Пророк Илья лето кончает, жито зажинает»; «Илья Пророк
– косьбе срок», то есть конец.
МЯСОПУСТ – день, в который церковь запрещает есть мясо, в частности
воскресенье накануне масленицы.
НИКОЛА ВЕШНИЙ – 9/22 мая. День, посвященный самому популярному у
православных святому Николе (Николаю) – покровителю моряков, рыбаков, торговли
и земледелия. Время начала многих полевых и огородных работ. «Пришел бы Никола,
а тепло будет», – уповали в народе. В «Первой любви» Тургенева дата прямо
указана: «Мы переехали из города (на дачу) 9 мая, в самый Николин день».
НИКОЛА ЗИМНИЙ – 6/19 декабря, день рождения святого Николы. Рассказ Л.
Толстого «Хозяин и работник» начинается с указания времени действия: «Это было
в семидесятых годах, на другой день после зимнего Николы». Кто сильно
пьянствовал на Николу, про того говорили: «Прониколился до сумы». В это время в
России часто свирепствуют Никольские морозы.
ОБЕДНЯ (официально литургия). Утренняя и дневная церковная служба. В
«Станционном смотрителе» Пушкина отправилась Дуня на воскресную обедню, да так
и не вернулась: ее увез гусар.
ПРЕОБРАЖЕНИЕ – 6/19 августа. Во время моления Иисуса на горе Фавор облик и
одежда его чудесным образом преобразились, а глас Божий возвестил, что Иисус –
сын Божий. Предание подтверждало сущность Христа как богочеловека, явившегося,
дабы спасти человечество…
В стихотворении Б. Л. Пастернака «Август» читаем: «Вы шли толпою, врозь и
парами, / Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня / Шестое августа по-старому, /
Преображение Господне».
В крестьянском календаре – начало озимого сева.
ПРЕПОЛОВЕНИЕ (буквально – половинка, середина). Праздник, приходящийся на
половину срока между Пасхой и Троицей. В канун этого праздника отец Сергий,
герой одноименного рассказа Л. Толстого, служит Всенощную в своей пещерной
церкви.
ПРИХОДСКИЙ, или ХРАМОВЫЙ, ПРАЗДНИК – местное торжество в день, когда
отмечается церковный праздник или святой, в честь которого названа церковь.
СПАС ПЕРВЫЙ (медовый) – 1/14 августа. Праздник установлен в честь поклонения
кресту, на котором принял страдание Христос Спаситель (сокращенно Спас). У
крестьян этот день совпадал с вырезкой сотов из ульев (отсюда медовый). В связи
с началом сева была поговорка «Первый Спас – первый сев».
СПАС ВТОРОЙ (яблочный) – 6/19 августа, то же, что Преображение (см. выше),
|
|