|
неделю.
Истоки масленицы – в глубокой древности. У язычников это было время проводов
зимы и встречи весны. Приурочить масленицу к определенному времени нельзя,
каждый год оно меняется. Почему? Масленая неделя связана с главным православным
праздником ПАСХИ, который не имеет постоянной даты. Это – передвижной праздник,
он зависит не только от стояния Солнца, но и от местонахождения Луны. Пасха
празднуется непременно в воскресенье, первое после весеннего равноденствия и
полнолуния. Поэтому дата Пасхи ежегодно блуждает в пределах 35 дней – от 22
марта до 25 апреля по старому стилю (5 апреля – 8 мая по новому).
Масленица же начинается за восемь недель до Пасхи, то есть в феврале – марте
нового стиля. В эту неделю запрещалось есть мясо, остальную же пищу разрешалось
вкушать вволю, так как сразу же за масленичным весельем следовал
продолжительный и строгий Великий пост, тянувшийся почти семь недель. «Не все
коту масленица, придет и Великий пост» – предупреждает пословица, первую часть
которой взял Островский для названия одной из своих комедий. ШИРОКОЙ, то есть
самой разгульной, МАСЛЕНИЦЕЙ называются последние четыре дня масленичной недели,
от четверга до воскресенья.
Последний день масленичной недели называется ПРОЩЕНЫМ ВОСКРЕСЕНЬЕМ или
ПРОЩЕНЫМ ДНЕМ. В этот день – канун Великого поста – домочадцы кланялись друг
другу, взаимно прося простить все обиды и огорчения, нанесенные вольно или
невольно.
«У нас в доме, поздним вечером, все вдруг делались тогда кроткими, смиренно
кланялись друг другу, прося друг у друга прощенья», – пишет И.А. Бунин в
автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева».
В прощеное воскресенье иногда совершался вполне языческий обряд – проводы
масленицы и сожжение ее самой в виде соломенного чучела, одетого в женское
платье, что сопровождалось песнями и плясками. Такой обряд показан в
пьесе-сказке А. Островского «Снегурочка» и в одноименной опере Н.А.
Римского-Корсакова.
На следующий день наступал ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК – начало Великого поста. У
Бунина есть рассказ «Чистый понедельник», главное событие которого происходит
именно в этот день.
Надо отметить, что в церковном календаре многие недели имеют свои
наименования. Так, масленица называется МЯСОПУСТНОЙ НЕДЕЛЕЙ (пустая мясом),
неделя до нее – ПЕСТРОЙ (в ней чередуются постные и непостные дни),
предшествующая – СПЛОШНОЙ (сплошь целостные дни) и т.д.
В комедии Островского «Грех да беда на кого не живет» Жмигулина, «девица
пожилых лет», говорит молодому помещику Бабаеву: «Я очень хорошо помню: с
пестрой недели третий год пошел, как вы уехали». Пестрая неделя – ничем не
выдающееся февральское или мартовское время, вовсе не праздник; памятливость
Жмигулиной выдает ее неугасающий интерес к молодому человеку.
Прежде чем перейти к Великому посту, следует рассказать о постах вообще.
Всякий пост налагает на верующего немало тяжелых требований: частые молитвы,
воздержание от различных видов пищи, полный отказ от мирских увлечений и
плотских удовольствий – словом, отрешение от всех жизненных радостей. Всего в
году четыре многодневных поста и три однодневных – по второстепенным праздникам,
не считая двух постных дней в неделю – среды и пятницы. Общее количество
постных дней в году составляет 178-199.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ накануне Пасхи – самый главный и строгий из всех. Он отличался
особо суровым говеньем, то есть воздержанием от СКОРОМНОЙ – мясной и молочной
пищи. Принятие пищи иногда ограничивалось до предела. «Дома, по случаю поста,
ничего не варили и не ставили самовара», – говорится в рассказе Чехова
«Убийство». Театральные и цирковые представления, всякого рода публичные
увеселения запрещались полностью.
Как и в другие посты, не допускались бракосочетания. «Теперь Великий пост и
венчать не станут», – говорит Алеша в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и
оскорбленные».
Последняя неделя Великого поста, перед Пасхой, называется СТРАСТНОЙ, в
память страстей, то есть страданий, распятого на кресте Иисуса Христа. Каждый
день этой недели, наполненной частыми богослужениями и особо строгим говеньем,
именовался СТРАСТНЫМ или ВЕЛИКИМ.
В лицейском стихотворении «Городок» Пушкин писал:
Не ведал я покоя,
Увы! ни на часок,
Как будто у налоя
В великий четверток
Измученный дьячок.
Этот же четверток, то есть четверг, иногда назывался ЧИСТЫМ.
«Все это происходило в страстную пятницу», – писал Достоевский в «Униженных
и оскорбленных». Речь идет о последней пятнице перед Пасхой.
Богобоязненная мать Адуева, провожая сына на службу в Петербург
(«Обыкновенная история» Гончарова), назидает юношу: «Блюди посты, мой друг: это
великое дело! В среду и пятницу – Бог простит, а в Великий пост – Боже оборони.
Вот Михайло Михайлыч и умным человеком считается, а что в нем? Что мясоед, что
страстная неделя – все одно жрет. Даже волос дыбом становится!»
Пасхальная ночь с заутреней многократно отражена в художественной литературе.
Наиболее сильное описание – в романе Л. Н. Толстого «Воскресение», когда это
празднество окрашено вспыхнувшим сильным и глубоким чувством Нехлюдова к Катюше.
|
|