|
начало известного стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»: «Люблю грозу в
начале мая…» При этом мало кому приходит в голову, что стихотворение написано в
XIX веке, когда май в России начинался 13 мая по нынешнему календарю (разница в
12 суток) и гроза в средней полосе страны вовсе не редкость. Поэтому Тютчев,
описывая первую грозу в начале (а по-нашему в середине) мая, ничуть ей не
удивляется, а только радуется.
В рассказе И.С. Тургенева «Стучит!» читаем: «…дело было в десятых числах
июля и жары стояли страшные…» Сейчас нам ясно, что по-нынешнему речь идет о
двадцатых числах июля. В другом произведении Тургенева, романе «Отцы и дети»,
говорится: «Наступили лучшие дни в году – первые дни июня». Добавив 12 дней,
читатель легко поймет, какое время года по современному календарю Тургенев
считал лучшим.
В дальнейшем изложении даты старого и нового стиля мы будем давать через
дробь.
Праздники и посты
Всего главных христианских праздников в году насчитывается двенадцать,
по-церковнославянски – двунадесять или дванадесять. Отсюда каждый из них
назывался ДВУНАДЕСЯТЫМ (дванадесятым).
К двунадесятым праздникам относятся: Вход Господень в Иерусалим, или Вербное
воскресенье, Вознесение, Троица (переходящие); Крещение (Богоявление), Сретение,
Благовещение, Преображение, Успение, Рождество Богородицы, Воздвижение,
Введение и Рождество Христово (непереходящие). Главный православный праздник –
Пасха Христова – стоит особняком, в число двунадесятых праздников не входит.
В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» помещик Оболт-Оболдуев с
умилением вспоминает свою богатую и привольную жизнь при крепостном праве:
Пред каждым почитаемым
Двунадесятым праздником
В моих парадных горницах
Поп всенощну служил.
Действительно, устроить у себя в доме дорогостоящее многочасовое
богослужение – ВСЕНОЩНУЮ, продолжавшуюся с вечера до полуночи, а то и позднее,
мог себе позволить далеко не каждый помещик.
Разъясним (в календарном порядке) основные праздники и посты, широко
отмечавшиеся и соблюдавшиеся в дореволюционной России и отраженные в русской
классической литературе.
Главным зимним многодневным праздником были СВЯТКИ, продолжавшиеся от
Рождества Христова (25 декабря / 7 января) до Крещения (6/19 января). Это время
было короткой передышкой в сельских работах, кратковременным периодом
относительного достатка в большинстве семей и сопровождалось массовыми
народными увеселениями. «Настали святки! То-то радость!» – писал Пушкин в
«Евгении Онегине».
У древних славян-язычников то была пора очищения от скверны, дни уборки и
мытья, а затем праздничных пиршеств с жертвоприношениями богам.
Накануне РОЖДЕСТВА, то есть дня рождения Иисуса Христа, в СОЧЕЛЬНИК,
молодежь ходила по улицам, распевала особые песни – КОЛЯДКИ, плясала перед
хатами, выпрашивая у хозяев угощение и мелкие деньги. Этот обычай красочно
описан в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством».
На святках молодые люди облачались в шкуры различных животных, надевали
маски, изображая собой нелепых чудищ и уродов. Хождение по домам ряженых
показано в комедии «Бедность не порок» А.Н. Островского. Святочное веселье с
ряжеными в имении Ростовых, а затем Мелюковых колоритно нарисовано Л. Толстым в
«Войне и мире» (Т. 2. Ч. 4-я. Гл. X).
Праздником КРЕЩЕНИЯ, или БОГОЯВЛЕНИЯ, поминается обряд крещения Иисуса
Христа, то есть погружения его в священную реку Иордан; при этом, согласно
Евангелию от Матфея, Иисусу явился Дух Божий в виде голубя – отсюда Богоявление.
На Крещение девушки собирались отдельно от парней, чтобы гадать о будущем,
прежде всего о суженом – безвестном еще женихе. Здесь существовал целый ритуал,
во многом унаследованный с древнейших времен, различные магические действия с
разгадками той или иной приметы: «гадает ветреная младость» (Пушкин). Например,
у первого прохожего спрашивали имя – так именно и должен был зваться будущий
жених. Эти наивные и трогательные крещенские гадания, которыми увлекалась и
«русская душою» Татьяна, описаны в пятой главе «Евгения Онегина».
Еще полнее разновидности крещенских гаданий перечислены в романтической
балладе В.А. Жуковского «Светлана», первая строфа которой широко известна: «Раз
в крещенский вечерок / Девушки гадали…»
Крещение обычно связано с сильными холодами, прозванными народом
«крещенскими морозами». Встретив былую уездную барышню через несколько лет на
столичном балу важной дамой, женой генерала, Онегин замечает: «У! как теперь
окружена / Крещенским холодом она!»
В старину праздновали не день рождения человека, а день его ИМЕНИН, то есть
день, посвященный святому, именем которого его окрестили. Так, кульминационная
сцена романа «Евгений Онегин» происходит в день именин героини – ТАТЬЯНИН ДЕНЬ,
12 января по старому стилю, 25-го по новому. На следующее утро Онегин и Ленский
встречаются на роковой дуэли.
Самым веселым праздником ранней весны была МАСЛЕНИЦА, продолжавшаяся целую
|
|